"Как приостановить действие обжалуемого решения налогового органа". Главная книга, 2009, N 21.
Если вы получили решение налогового органа по проверке, которым доначислены налоги, пени и даже штрафы, но не согласны с ним, то нужно позаботиться не только об обжаловании решения, но и о том, чтобы, пока идет процесс обжалования, оно не было исполнено. В ином случае, даже если доначисления признают неправомерными, придется тратить нервы и время уже на то, чтобы вернуть из бюджета излишне взысканное.
Кого и когда можно просить о приостановлении
Когда начисленные суммы налогов, пеней и штрафов велики, пользуйтесь всеми возможностями приостановить исполнение обжалуемого решения. Напоминаем, что апелляция автоматически "приостанавливает" его исполнение. Ведь пока вышестоящий налоговый орган не вынесет решение по апелляции, решение инспекции в силу не вступит, а значит, и не может быть исполнено <1>.
Если же в вышестоящий налоговый орган обжалуется решение, уже вступившее в силу, подавайте ходатайство о приостановлении его исполнения <2>. Хотя шансы на то, что оно будет удовлетворено, как показывает практика, не велики. Но, получив отказ, можно попытаться заявить ходатайство о приостановлении исполнения не устраивающего вас решения в суд еще до подачи заявления об обжаловании этого решения в порядке применения предварительных обеспечительных мер <3>.
При этом следует учитывать, что в 2002 г. Пленум ВАС РФ дал свое толкование ч. 1 ст. 99 АПК РФ, согласно которому предварительные обеспечительные меры применяются только при наличии у заявителя имущественных требований <4>. Конечно, требование о признании ненормативного акта незаконным классическим имущественным требованием, то есть требованием о взыскании долга, не является. Соответственно, можно решить, что и принятие предварительных обеспечительных мер по таким требованиям невозможно.
И все же такое толкование необоснованно сужает действие нормы ч. 1 ст. 99 АПК, в которой говорится все-таки об обеспечении имущественных интересов, а не требований ходатайствующего лица. Имущественный же интерес в оспаривании решения налогового органа о доначислении сумм налогов, пеней, а может, и штрафов у вас имеется. Поэтому возможность обращения с ходатайствами о принятии предварительных обеспечительных мер в таких случаях признают и некоторые суды <5>.
--------------------------------
<1> Пункт 1 ст. 101.3, п. 9 ст. 101 НК РФ.
<2> Пункт 4 ст. 101.2 НК РФ.
<3> Статьи 90, 91, 99 АПК РФ.
<4> Пункт 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 N 11.
<5> Постановления ФАС Дальневосточного округа от 07.02.2007 N Ф03-А51/06-2/4816; ФАС Западно-Сибирского округа от 25.01.2007 N Ф04-9239/2006(30397-А81-31); ФАС Поволжского округа от 14.12.2004 N А57-11769/04-9.
О чем просить суд
Собираясь просить суд о применении предварительных обеспечительных мер, нужно помнить о двух существенных моментах.
Во-первых, о том, что суд удовлетворит заявление о применении обеспечительных мер (в том числе предварительных), только если вы сможете мотивировать хотя бы одно из оснований их применения. То есть если вы сможете доказать, что непринятие этих мер затруднит исполнение судебного акта или причинит вам значительный ущерб <6>.
И во-вторых, о том, что, если суд ваше ходатайство о применении предварительных обеспечительных мер все-таки удовлетворит, срок, отведенный для подачи заявления о признании решения налогового органа недействительным, будет составлять максимум 15 дней. И если вы в этот срок не уложитесь, то обеспечительные меры отменят <7>.
Заявить ходатайство о приостановлении исполнения решения налогового органа можно и одновременно с подачей в суд заявления о признании его недействительным. Конечно, если решение к этому моменту еще не исполнено <8>.
Причем, ходатайствуя о применении обеспечительных мер, следует просить суд именно о приостановлении действия обжалуемого решения налогового органа <9>. При удовлетворении такого ходатайства налоговый орган не сможет, в частности <10>:
- выставить требование об уплате доначисленных налогов, пени и штрафов <11>;
- взыскать доначисленные налоги, пени и штрафы в безакцептном порядке <12>;
- заблокировать ваши банковские счета <13>.
То есть он не сможет совершать любые действия, которые совершаются на основании вступившего в силу решения <14>. Более того, если до момента вынесения судом определения о принятии обеспечительных мер налоговый орган уже заблокировал ваши счета и даже выставил к ним инкассовые поручения, то, получив определение, он должен отменить решение о приостановлении операций по счетам и приостановить исполнение инкассовых поручений <15>.
Вместе с тем некоторые налогоплательщики, заявляя ходатайство о применении обеспечительных мер, просят суд запретить налоговому органу совершать действия, направленные на принудительное взыскание налогов, пени и штрафов, доначисленных по оспариваемому решению <16>. Но принятие такой обеспечительной меры не лишает налоговый орган права заблокировать операции по счетам, если требование об уплате налога, пени и штрафа им уже было выставлено и в срок не исполнено <17>.
При этом следует учитывать, что даже приостановление действия оспариваемого решения не отменяет мер, уже принятых налоговым органом для обеспечения возможности его исполнения <18>.
А вот вопрос о том, вправе ли налоговый орган принять такие обеспечительные меры уже после того, как действие оспариваемого решения приостановлено, является спорным. Одни суды считают такие действия неправомерными <19>, а другие приходят к выводу об их законности <20>.
* * *
Как видим, возможность приостановить действие обжалуемого решения по проверке есть. Главное - вовремя и правильно ею воспользоваться.
--------------------------------
<6> Пункт 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 07.07.2004 N 78; ч. 2 ст. 90 АПК РФ.
<7> Части 5, 8 ст. 99 АПК РФ.
<8> Статья 90, ч. 3 ст. 199 АПК РФ.
<9> Часть 3 ст. 199 АПК РФ.
<10> Пункты 1, 3 ст. 101.3 НК РФ.
<11> Пункт 2 ст. 70 НК РФ.
<12> Пункты 2, 3 ст. 46 НК РФ.
<13> Пункт 2 ст. 76 НК РФ.
<14> Пункт 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 83; п. п. 1, 3 ст. 101.3 НК РФ.
<15> Часть 1 ст. 96 АПК РФ; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.05.2009 по делу N А42-7309/2007.
<16> Пункт 2 ч. 1 ст. 91 АПК РФ.
<17> Пункт 2 ст. 76 НК РФ; Постановление ФАС Уральского округа от 17.06.2009 N Ф09-3960/09-С3.
<18> Пункт 10 ст. 101 НК РФ; п. 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 83.
<19> Постановление ФАС Поволжского округа от 11.03.2009 по делу N А12-11122/2008.
<20> Постановление ФАС Уральского округа от 25.02.2009 N Ф09-757/09-С3.
М.Н.Ахтанина
Юрист
Подписано в печать
23.10.2009