Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок
Главная
/
Налоговая безопасность /
Бухгалтерский учет / Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок
ОБЩЕДОСТУПНЫЕ КРИТЕРИИ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ РИСКОВ ДЛЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ В ПРОЦЕССЕ ОТБОРА ОБЪЕКТОВ
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК
(введено Приказом ФНС РФ от 14.10.2008 N ММ-3-2/467@)
1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).
Расчет налоговой нагрузки, начиная с 2006 года, по основным видам экономической деятельности приведен в приложении N 3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@.
Налоговая нагрузка рассчитана как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).
2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
Осуществление организацией финансово-хозяйственной деятельности с убытком в течение 2-х и более календарных лет.
3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.
Доля вычетов по налогу на добавленную стоимость от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за период 12 месяцев.
4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
По налогу на прибыль организаций.
Несоответствие темпов роста расходов по сравнению с темпом роста доходов по данным налоговой отчетности с темпами роста расходов по сравнению с темпом роста доходов, отраженными в финансовой отчетности.
5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.
Информацию о статистических показателях среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в городе, районе или в целом по субъекту Российской Федерации можно получить из следующих источников:
1) Официальные Интернет-сайты территориальных органов Федеральной службы государственной статистики (Росстат).
Информация об адресах Интернет-сайтов территориальных органов Федеральной службы государственной статистики (Росстат) находится на официальном Интернет-сайте Федеральной службы государственной статистики (Росстат) www.gks.ru.;
2) Сборники экономико-статистических материалов, публикуемые территориальными органами Федеральной службы государственной статистики (Росстат) (статистический сборник, бюллетень и др.);
3) По запросу в территориальный орган Федеральной службы государственной статистики (Росстат) или налоговый орган в соответствующем субъекте Российской Федерации (инспекция, управление ФНС России по субъекту Российской Федерации);
4) Официальные Интернет-сайты управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации после размещения на них соответствующих статистических показателей.
Информация об адресах Интернет-сайтов управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации находится на официальном Интернет-сайте ФНС России www.nalog.ru.
6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.
В части специальных налоговых режимов принимается во внимание приближение (менее 5%) к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, влияющих на исчисление налога для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы налогообложения (2 и более раза в течение календарного года).
В части единого сельскохозяйственного налога.
Приближение к предельному значению установленного статьей 346.3 Налогового кодекса Российской Федерации показателя, необходимого для применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей:
- доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг), определяемая по итогам налогового периода, составляет не менее 70 процентов.
В части упрощенной системы налогообложения.
Неоднократное приближение к предельным значениям установленных статьями 346.12 и 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации показателей, необходимых для применения упрощенной системы налогообложения:
- доля участия других организаций составляет не более 25 процентов;
- средняя численность работников за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, составляет не более 100 человек;
- остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, составляет не более 100 млн. рублей;
- предельный размер доходов, определяемый по итогам отчетного (налогового) периода в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Налогового кодекса Российской Федерации, составляет не более 24,8 млн. рублей.
В части единого налога на вмененный доход.
Неоднократное приближение к предельным значениям установленных статьей 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации показателей, необходимых для применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход:
- площадь торгового зала магазина или павильона по каждому объекту организации розничной торговли составляет не более 150 кв. метров;
- площадь зала обслуживания посетителей по каждому объекту организации общественного питания, имеющему зал обслуживания посетителей, составляет не более 150 кв. метров;
- количество имеющихся на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) автотранспортных средств, предназначенных для оказания автотранспортных услуг, составляет не более 20 единиц;
- общая площадь спальных помещений в каждом объекте, используемом для оказания услуг по временному размещению и проживанию, не более 500 кв. метров.
7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.
По налогу на доходы физических лиц.
Доля профессиональных налоговых вычетов, предусмотренных статьей 221 Налогового кодекса Российской Федерации, заявленных в налоговых декларациях физических лиц, зарегистрированных в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в общей сумме их доходов превышает 83 процента.
8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
Обстоятельства, свидетельствующие о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, указанные в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53.
9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.
Отсутствие без объективных причин пояснений налогоплательщика относительно выявленных в ходе камеральной налоговой проверки ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявленных несоответствий сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, в случае, если в целях, предусмотренных п. 3 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик вызван в налоговый орган на основании письменного Уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), предусмотренного пп. 4 п. 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, содержащего требование представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми органами).
Два и более случая с момента государственной регистрации юридического лица, представления при проведении выездной налоговой проверки в регистрирующий орган Заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица в части внесения изменений в сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица, если указанные изменения влекут необходимость изменения места постановки на учет по месту нахождения данного налогоплательщика-организации.
11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
Расчет рентабельности продаж и активов, начиная с 2006 года, по основным видам экономической деятельности приведен в приложении N 4 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@.
В части налога на прибыль организаций:
Отклонение (в сторону уменьшения) рентабельности по данным бухгалтерского учета налогоплательщика от среднеотраслевого показателя рентабельности по аналогичному виду деятельности по данным статистики на 10% и более.
12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.
ФНС России по результатам контрольной работы, с учетом досудебного урегулирования споров с налогоплательщиками и сложившейся арбитражной практики, определяет наиболее распространенные способы ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды.
Информация о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском размещается на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru в разделе "Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков".
При оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, налогоплательщику рекомендуется исследовать следующие признаки:
- отсутствие личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;
- отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
- отсутствие документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
- отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и/или производственных и/или торговых площадей;
- отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т.п.). При этом негативность данного признака усугубляется наличием доступной информации (например, в СМИ, наружная реклама, Интернет-сайты и т.д.) о других участниках рынка (в том числе производителях) идентичных (аналогичных) товаров (работ, услуг), в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам;
- отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (общий доступ, официальный сайт ФНС России www.nalog.ru).
Наличие подобных признаков свидетельствует о высокой степени риска квалификации подобного контрагента налоговыми органами как проблемного (или "однодневки"), а сделки, совершенные с таким контрагентом, сомнительными.
Дополнительно повышают такие риски одновременное присутствие следующих обстоятельств:
- контрагент, имеющий вышеуказанные признаки, выступает в роли посредника;
- наличие в договорах условий, отличающихся от существующих правил (обычаев) делового оборота (например, длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты, несопоставимые с последствиями нарушения сторонами договоров штрафными санкциями, расчеты через третьих лиц, расчеты векселями и т.п.);
- отсутствие очевидных свидетельств (например, копий документов, подтверждающих наличие у контрагента производственных мощностей, необходимых лицензий, квалифицированных кадров, имущества и т.п.) возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг;
- приобретение через посредников товаров, производство и заготовление которых традиционно производится физическими лицами, не являющимися предпринимателями (сельхозпродукция, вторичное сырье (включая металлолом), продукция промысла и т.п.);
- отсутствие реальных действий плательщика (или его контрагента) по взысканию задолженности. Рост задолженности плательщика (или его контрагента) на фоне продолжения поставки в адрес должника крупных партий товаров или существенных объемов работ (услуг);
- выпуск, покупка/продажа контрагентами векселей, ликвидность которых не очевидна или не исследована, а также выдача/получение займов без обеспечения. При этом негативность данного признака усугубляет отсутствие условий о процентах по долговым обязательствам любого вида, а также сроки погашения указанных долговых обязательств больше трех лет;
- существенная доля расходов по сделке с "проблемными" контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика, при этом отсутствие экономического обоснования целесообразности такой сделки при одновременном отсутствии положительного экономического эффекта от ее осуществления и т.п.
Соответственно, чем больше вышеперечисленных признаков одновременно присутствуют во взаимоотношениях налогоплательщика с контрагентами, тем выше степень его налоговых рисков.
Налогоплательщикам, по самостоятельной оценке которых риски по настоящему пункту Критериев высоки и желающим снизить или полностью исключить указанные риски, рекомендуется:
- исключить сомнительные операции при расчете налоговых обязательств за соответствующий период;
- уведомить налоговые органы о мерах, предпринятых ими для снижения данных рисков (уточнении налоговых обязательств), для возможности своевременного учета откорректированных налоговых обязательств данных налогоплательщиков при отборе объектов для проведения выездных налоговых проверок.
Уведомление производится путем подачи в налоговый орган, по месту нахождения организации (или по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика), уточненных налоговых деклараций по налогам за те периоды, в которых осуществлялась деятельность с высоким налоговым риском.
Для идентификации цели подачи данной уточненной декларации (снижение/исключение рисков по пункту 12 Критериев) налогоплательщикам предлагается одновременно с уточненной декларацией представлять Пояснительную записку по форме, рекомендуемой ФНС России (приложение N 5 к Приказу от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@) (далее - Пояснительная записка).
В аналогичном порядке налогоплательщик может задекларировать уточненные налоговые обязательства, возникшие в результате принятия мер по снижению налоговых рисков при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности с применением способов, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды, но не представленных на сайте.
Налоговый орган, получивший уточненные налоговые декларации, а также представленную вместе с ними Пояснительную записку, проводит камеральную налоговую проверку в соответствии со ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации. При проведении камеральных налоговых проверок указанных уточненных деклараций с представленной к ним Пояснительной запиской дополнительные документы у налогоплательщика не истребуются.
Факт подачи налогоплательщиком уточненной декларации с целью снижения (исключения) рисков по пункту 12 Критериев налоговые органы учитывают в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (или корректировки уже утвержденных планов выездных налоговых проверок) в сочетании с другими Критериями.
В случае наличия у налогового органа информации о ведении деятельности с признаками нарушений налогового законодательства, в отношении налогоплательщика, заявившего о мерах, предпринятых им для снижения рисков по пункту 12 Критериев, решение о назначении выездной налоговой проверки принимается только после предварительного согласования с ФНС России.
Приложение N 3
к Приказу ФНС России
от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@
НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА
ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, В ПРОЦЕНТАХ
(введено Приказом ФНС РФ от 14.10.2008 N ММ-3-2/467@)
Вид экономической деятельности
|
Налоговая нагрузка, %
|
2006 год <*>
|
2007 год
|
1
|
2
|
3
|
Всего
|
11,6
|
14,4
|
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - всего
|
5,5
|
8,7
|
Рыболовство, рыбоводство
|
13,7
|
15,3
|
Добыча полезных ископаемых - всего
|
45,1
|
54,8
|
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых - всего
|
49,4
|
60,2
|
добыча полезных ископаемых, кроме топливно- энергетических
|
14,4
|
17,9
|
Обрабатывающие производства - всего
|
7,2
|
10,5
|
производство пищевых продуктов, включая напитки
|
13,1
|
15,7
|
текстильное и швейное производство
|
5,7
|
12,3
|
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви
|
4,9
|
7,6
|
обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели
|
3,5
|
8,0
|
производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них
|
3,7
|
5,1
|
издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации
|
12,5
|
16,5
|
производство кокса и нефтепродуктов
|
3,2
|
8,6
|
химическое производство
|
4,4
|
7,2
|
производство резиновых и пластмассовых изделий
|
4,7
|
7,1
|
производство прочих неметаллических минеральных продуктов
|
8,9
|
12,3
|
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий
|
6,7
|
9,0
|
производство машин и оборудования
|
11,8
|
17,2
|
производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования
|
7,8
|
12,3
|
производство транспортных средств и оборудования
|
5,5
|
7,8
|
прочие производства
|
4,8
|
6,3
|
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды - всего
|
7,3
|
9,0
|
производство, передача и распределение электрической энергии
|
7,0
|
8,4
|
производство и распределение газообразного топлива
|
4,2
|
6,1
|
производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)
|
1,1
|
8,1
|
Строительство
|
11,9
|
15,9
|
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования
|
3,8
|
3,9
|
Гостиницы и рестораны
|
10,7
|
16,3
|
Транспорт и связь - всего
|
11,7
|
15,0
|
из него - деятельность железнодорожного транспорта
|
8,1
|
15,5
|
связь
|
16,5
|
18,0
|
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг
|
18,2
|
29,5
|
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг
|
16,8
|
18,2
|
из них - деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта
|
15,3
|
21,9
|
-------------------------------
<*> Расчет за 2006 год произведен без учета поступлений по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Приложение N 4
к Приказу ФНС России
от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@
РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРОДАННЫХ ТОВАРОВ,
ПРОДУКЦИИ, РАБОТ, УСЛУГ И АКТИВОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ВИДАМ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, В ПРОЦЕНТАХ
(введено Приказом ФНС РФ от 14.10.2008 N ММ-3-2/467@)
┌──────────────────────────────────────┬─────────────────┬────────────────┐
│ │ 2006 год │ 2007 год │
│ ├──────────┬──────┼─────────┬──────┤
│ │рента- │рента-│рента- │рента-│
│ │бельность │бель- │бельность│бель- │
│ │проданных │ность │проданных│ность │
│ │товаров, │акти- │товаров, │акти- │
│ │продукции │вов, %│продукции│вов, %│
│ │(работ, │ │(работ, │ │
│ │услуг), % │ │услуг), %│ │
├──────────────────────────────────────┼──────────┼──────┼─────────┼──────┤
│Всего │ │ │ │ │
│в том числе: │ 14,0 │ 9,3 │ 14,3 │ 10,5 │
├──────────────────────────────────────┼──────────┼──────┼─────────┼──────┤
│Сельское хозяйство, охота и лесное │ 9,0 │ 4,0 │ 14,5 │ 6,5 │
│хозяйство │ │ │ │ │
├──────────────────────────────────────┼──────────┼──────┼─────────┼──────┤
│Рыболовство, рыбоводство │ 7,4 │ 6,5 │ 11,0 │ 8,1 │
├──────────────────────────────────────┼──────────┼──────┼─────────┼──────┤
│Добыча полезных ископаемых │ 30,9 │ 16,5 │ 31,5 │ 16,3 │
│в том числе: │ │ │ │ │
├──────────────────────────────────────┼──────────┼──────┼─────────┼──────┤
│ добыча топливно-энергетических │ 29,5 │ 16,5 │ 31,1 │ 16,5 │
│полезных ископаемых │ │ │ │ │
├──────────────────────────────────────┼──────────┼──────┼─────────┼──────┤
│ добыча полезных ископаемых, кроме │ 41,8 │ 16,3 │ 33,6 │ 15,2 │
│топливно-энергетических │ │ │ │ │
├──────────────────────────────────────┼──────────┼──────┼─────────┼──────┤
│Обрабатывающие производства │ 15,9 │ 15,1 │ 18,4 │ 14,3 │
│в том числе: │ │ │ │ │
├──────────────────────────────────────┼──────────┼──────┼─────────┼──────┤
│ производство пищевых продуктов, │ 9,3 │ 7,3 │ 10,5 │ 6,5 │
│включая напитки, и табака │ │ │ │ │
├──────────────────────────────────────┼──────────┼──────┼─────────┼──────┤
│ текстильное и швейное производство │ 3,4 │ 2,7 │ 4,9 │ 1,9 │
├──────────────────────────────────────┼──────────┼──────┼─────────┼──────┤
│ производство кожи, изделий из кожи и│ 6,5 │ 4,0 │ 6,9 │ 5,4 │
│производство обуви │ │ │ │ │
├──────────────────────────────────────┼──────────┼──────┼─────────┼──────┤
│ обработка древесины и производство │ 5,3 │ 2,4 │ 9,6 │ 4,8 │
│изделий из дерева │ │ │ │ │
├──────────────────────────────────────┼──────────┼──────┼─────────┼──────┤
│ целлюлозно-бумажное производство; │ 13,1 │ 11,0 │ 11,6 │ 9,7 │
│издательская и полиграфическая │ │ │ │ │
│деятельность │ │ │ │ │
│в том числе: │ │ │ │ │
├──────────────────────────────────────┼──────────┼──────┼─────────┼──────┤
│ производство кокса и нефтепродуктов │ 17,9 │ 24,3 │ 28,3 │ 21,7 │
├──────────────────────────────────────┼──────────┼──────┼─────────┼──────┤
│ химическое производство │ 17,0 │ 14,2 │ 19,7 │ 15,3 │
├──────────────────────────────────────┼──────────┼──────┼─────────┼──────┤
│ производство резиновых и │ 6,9 │ 12,7 │ 8,1 │ 8,3 │
│пластмассовых изделий │ │ │ │ │
├──────────────────────────────────────┼──────────┼──────┼─────────┼──────┤
│ производство прочих неметаллических │ 19,7 │ 17,2 │ 29,0 │ 21,4 │
│минеральных продуктов │ │ │ │ │
├──────────────────────────────────────┼──────────┼──────┼─────────┼──────┤
│ металлургическое производство и │ 31,9 │ 25,7 │ 32,4 │ 24,0 │
│производство готовых металлических │ │ │ │ │
│изделий │ │ │ │ │
│в том числе: │ │ │ │ │
├──────────────────────────────────────┼──────────┼──────┼─────────┼──────┤
│ металлургическое производство │ 36,3 │ 27,8 │ 38,0 │ 25,8 │
├──────────────────────────────────────┼──────────┼──────┼─────────┼──────┤
│ производство готовых металлических │ 7,2 │ 7,0 │ 7,5 │ 6,5 │
│изделий │ │ │ │ │
├──────────────────────────────────────┼──────────┼──────┼─────────┼──────┤
│ производство машин и оборудования │ 8,8 │ 6,5 │ 9,4 │ 6,8 │
├──────────────────────────────────────┼──────────┼──────┼─────────┼──────┤
│ производство электрооборудования, │ 9,9 │ 8,3 │ 10,2 │ 8,9 │
│электронного и оптического │ │ │ │ │
│оборудования │ │ │ │ │
├──────────────────────────────────────┼──────────┼──────┼─────────┼──────┤
│ производство транспортных средств и │ 6,3 │ 3,1 │ 6,6 │ 3,9 │
│оборудования │ │ │ │ │
├──────────────────────────────────────┼──────────┼──────┼─────────┼──────┤
│Производство и распределение │ 3,8 │ 3,1 │ 5,3 │ 3,3 │
│электроэнергии, газа и воды │ │ │ │ │
├──────────────────────────────────────┼──────────┼──────┼─────────┼──────┤
│Строительство │ 5,6 │ 4,0 │ 6,3 │ 4,4 │
├──────────────────────────────────────┼──────────┼──────┼─────────┼──────┤
│Оптовая и розничная торговля; ремонт │ 11,5 │ 9,9 │ 9,5 │ 8,6 │
│автотранспортных средств, мотоциклов, │ │ │ │ │
│бытовых изделий и предметов личного │ │ │ │ │
│пользования │ │ │ │ │
│в том числе: │ │ │ │ │
├──────────────────────────────────────┼──────────┼──────┼─────────┼──────┤
│ торговля автотранспортными │ 5,3 │ 13,7 │ 6,3 │ 15,6 │
│средствами и мотоциклами, их │ │ │ │ │
│техническое обслуживание и ремонт │ │ │ │ │
├──────────────────────────────────────┼──────────┼──────┼─────────┼──────┤
│ оптовая торговля, включая торговлю │ 14,1 │ 10,0 │ 11,5 │ 8,6 │
│через агентов, кроме торговли │ │ │ │ │
│автотранспортными средствами и │ │ │ │ │
│мотоциклами │ │ │ │ │
├──────────────────────────────────────┼──────────┼──────┼─────────┼──────┤
│ розничная торговля, кроме торговли │ 4,9 │ 7,3 │ 4,0 │ 5,8 │
│автотранспортными средствами и │ │ │ │ │
│мотоциклами; ремонт бытовых изделий и │ │ │ │ │
│предметов личного пользования │ │ │ │ │
├──────────────────────────────────────┼──────────┼──────┼─────────┼──────┤
│Гостиницы и рестораны │ 16,3 │ 12,6 │ 16,2 │ 14,1 │
├──────────────────────────────────────┼──────────┼──────┼─────────┼──────┤
│Транспорт и связь │ 14,3 │ 5,0 │ 16,3 │ 6,8 │
│из них: │ │ │ │ │
├──────────────────────────────────────┼──────────┼──────┼─────────┼──────┤
│ связь │ 33,5 │ 13,4 │ 39,2 │ 17,2 │
├──────────────────────────────────────┼──────────┼──────┼─────────┼──────┤
│Финансовая деятельность │ 17,6 │ 3,9 │ 6,2 │ 19,4 │
├──────────────────────────────────────┼──────────┼──────┼─────────┼──────┤
│Операции с недвижимым имуществом, │ 11,6 │ 3,6 │ 11,5 │ 12,8 │
│аренда и предоставление услуг │ │ │ │ │
│из них: │ │ │ │ │
├──────────────────────────────────────┼──────────┼──────┼─────────┼──────┤
│ научные исследования и разработки │ 11,0 │ 5,1 │ 10,2 │ 4,8 │
├──────────────────────────────────────┼──────────┼──────┼─────────┼──────┤
│Государственное управление и │ 1,0 │ 8,6 │ 2,8 │ 2,2 │
│обеспечение военной безопасности; │ │ │ │ │
│обязательное социальное обеспечение │ │ │ │ │
├──────────────────────────────────────┼──────────┼──────┼─────────┼──────┤
│Образование │ 6,6 │ 6,2 │ 7,6 │ 5,8 │
├──────────────────────────────────────┼──────────┼──────┼─────────┼──────┤
│Здравоохранение и предоставление │ 7,2 │ 5,1 │ 8,5 │ 6,2 │
│социальных услуг │ │ │ │ │
├──────────────────────────────────────┼──────────┼──────┼─────────┼──────┤
│Предоставление прочих коммунальных, │ 12,4 │ 8,2 │ 12,7 │ 10,5 │
│социальных и персональных услуг │ │ │ │ │
└──────────────────────────────────────┴──────────┴──────┴─────────┴──────┘
--------------------------------
<*> Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг - соотношение величины сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) от продаж и себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг. В случае если сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) от продаж отрицательный - имеет место убыточность.
<**> Рентабельность активов - соотношение сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) и стоимости активов организаций. В случае если сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) отрицательный - имеет место убыточность.
Приложение N 5
к Приказу ФНС России
от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@
(введено Приказом ФНС РФ от 14.10.2008 N ММ-3-2/467@)
"__" ___________ 20 г.
N ______________
Пояснительная записка
к уточненной (уточненным) налоговой декларации
(налоговым декларациям)
налогоплательщик
(------------------------------------)
ИНН __________ КПП ___________
представленной (представленным) в связи с выявлением фактов
ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким
налоговым риском
Настоящим сообщаю, что за период с "__" __________ по "__" ____________
(фактический вид деятельности)
организация осуществляла ------------------------------
При самостоятельной оценке рисков установлены факты недостаточных
документальных свидетельств должной осмотрительности при выборе некоторых
контрагентов по ряду сделок, осуществленных нашей организацией за
вышеуказанный период.
С целью исключения налоговых рисков, в части возможности квалификации
налоговыми органами таких операций, как соответствующих (идентичных,
аналогичных по своему содержанию) способам ведения деятельности с высоким
(наименование
налоговым риском, размещенным на сайте ФНС России ---------------
налогоплательщика)
------------------, проведен перерасчет налоговых обязательств с учетом
выявленных фактов и представлена(ы) следующая(ие) уточненная(ые)
налоговая(ые) декларация(и):
N п/п
|
Наименование налога (сбора)
|
Отчетный период
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Принимая во внимание, что данные факты не носят системного характера и
не связаны с умыслом получить необоснованную налоговую выгоду, а также то,
(наименование налогоплательщика)
что -------------------------------------- иные способы, соответствующие
информации, размещенной на сайте ФНС России, не применялись, прошу учесть
добровольно предпринятые меры по снижению налоговых рисков, при отборе
объектов для проведения выездных налоговых проверок.
Руководитель организации
Способы
ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким
налоговым риском
1. Общие вопросы получения необоснованной налоговой выгоды с использованием фирм-"однодневок".
Использование в хозяйственной деятельности фирм-"однодневок" является одним из самых распространенных способов получения необоснованной налоговой выгоды. Концептуально суть схемы сводится к включению в цепочку хозяйственных связей лиц, не исполняющих свои налоговые обязательства. Можно выделить два основных направления получения необоснованной налоговой выгоды с использованием фирм-"однодневок":
1.1. Использование фирм-"однодневок" для создания фиктивных расходов и получения вычетов по косвенным налогам без соответствующего движения товара (работ, услуг). В данном случае организация (желающая получить необоснованную налоговую выгоду) заключает хозяйственные договоры с лицом, не исполняющим свои налоговые обязательства, причем деятельность фирмы-"однодневки", как правило, прямо или косвенно подконтрольна получателю необоснованной налоговой выгоды, перечисляет ему определенную договором сумму (в том числе сумму косвенных налогов). Со стороны контрагента условия договора фактически не исполняются, представляются только необходимые первичные документы, подтверждающие совершение операций. То есть соблюдаются формальные требования к документальному подтверждению произведенных расходов и принятию к вычету сумм косвенных налогов.
1.2. Использование фирм-"однодневок" с целью увеличения добавленной стоимости товара, уменьшения налоговой нагрузки на производственные подразделения. Данная схема построения хозяйственных связей характерна при реализации товаров, имеющих низкую себестоимость. Производитель (импортер) реализует продукцию по цене, близкой к себестоимости, лицу, не исполняющему свои налоговые обязательства. Далее фирма-"однодневка" реализует тот же товар с существенной наценкой лицу, осуществляющему сбыт конечным потребителям. В рассматриваемой ситуации основная налоговая нагрузка приходится на фирму-"однодневку", в то время как производитель и конечный продавец имеют минимальную налоговую нагрузку.
В описанном случае получателем необоснованной налоговой выгоды может выступать, в зависимости от фактически сложившихся экономических условий, как производитель, так и конечный продавец.
Типовой способ организации
финансово-хозяйственной деятельности с целью уклонения
от уплаты налогов при реализации товаров
118 руб. 120 руб. 125 руб.
НДС 21,2 руб. НДС 21,6 руб. НДС 22,5 руб.
┌──────────┐ ┌─────────┐ ┌──────────┬──>┌──────────┐
┌>│ Фирма- ├───>│ Фирма- ├───>│Компания с├──>│Розничная │
│ │однодневка│ │посредник│ │ торговым ├──>│реализация│
100 руб. │ └────────┬─┘ └─────────┘ │ брендом │<──┴──────────┘
│ │ └──────────┘
┌─────────────┐│ │
│Производитель├┘ │ 18 руб. НДС к уплате:
└─────────────┘ │ 0,9 руб.
\/
------------------------
( Уклонение от налогов, )
( вывод части средств )
(в оффшор и обналичивание)
( остальной части )
------------------------
2. Применение схем получения необоснованной налоговой выгоды при реализации недвижимого имущества.
Вниманию агентств недвижимости и инвесторов, страховых компаний.
Применение схем получения необоснованной налоговой выгоды оказывает негативный эффект как на объемы бюджетных поступлений, так и имеет ряд других социально негативных последствий. Сложившаяся практика реализации недвижимого имущества и используемые схемы перехода права собственности направлены, с одной стороны, на получение необоснованной налоговой выгоды, с другой, - на ущемление прав потребителей - физических лиц, покупателей недвижимого имущества.
Лицами, участвующими в схеме, являются:
Группа - совокупность лиц, осуществляющих деятельность на рынке недвижимости, в состав которой входит агентство недвижимости, а также взаимозависимые организации, ряд которых является фирмами-"однодневками";
Агентство недвижимости - одно из основных производственных подразделений группы, может выступать как инвестор, эмитент ценных бумаг, используемых для расчетов при приобретении недвижимости;
Зависимые организации - лица, формально являющиеся инвесторами строительства или эмитентами векселей, как правило не исполняющие свои налоговые обязательства.
Одна из самых распространенных схем реализации недвижимости выглядит следующим образом: лица, желающие приобрести квартиру, обращаются в агентство недвижимости, заключают договор инвестирования на строительство жилья. Расчеты по договору осуществляются векселями, приобретенными у зависимых от агентства недвижимости организаций, или заключаются договоры инвестирования с зависимыми по отношению к агентству недвижимости обществами, а оплата осуществляется векселями агентства недвижимости. Вексельные расчеты, в данном случае, не обусловлены разумным экономическим смыслом, покупатели квартир, обращаясь в агентство недвижимости, изначально не имеют намерений приобретать какие-либо ценные бумаги, их приобретение связано исключительно с расчетами за квартиры и навязано агентством недвижимости. То обстоятельство, что налоговые обязательства взаимозависимых по отношению к агентству недвижимости лиц исполняются не в полном объеме (чаще всего эти организации являются фирмами-"однодневками"), позволяет группе в целом незаконно минимизировать свои налоговые обязательства.
Использование приведенной схемы резко повышает риск неполучения имущества.
Приведенная выше схема получения налоговой выгоды при операциях с недвижимостью не является единственной, с которой связаны повышенные налоговые риски. Весьма распространена схема с обязательным страхованием инвестиционных рисков. В данном случае стоимость квартиры делится на две части, первая - стоимость инвестиционного взноса, вторая - сумма страховой премии. Лицо, желающее приобрести квартиру, принуждается застраховать инвестиционные риски. При этом страхуется риск третьих лиц - риск агентства недвижимости. Наступление страхового случая в такой ситуации изначально невозможно. Инвестиционная составляющая в договорах на приобретение квартир, как правило, близка к себестоимости квартиры, а экономически необоснованная страховая премия не включается в базу по налогу на прибыль агентства недвижимости, то есть агентство недвижимости занижает стоимость квартир для целей налогообложения на сумму страховой премии. Организации, осуществляющие страхование, имеют ряд признаков недобросовестности, что в системной взаимосвязи с порядком реализации квартир позволяет сделать вывод о том, что деятельность страховой организации ведется в интересах агентства недвижимости. Для потребителей негативный эффект от применения подобной схемы проявляется при расторжении инвестиционного договора, в этом случае возмещение суммы страховой премии практически невозможно.
Схемы получения необоснованной налоговой выгоды с привлечением недобросовестных страховых организаций активно используется не только при реализации недвижимого имущества (аренда, лизинг).
Типовой способ получения необоснованной
налоговой выгоды при реализации недвижимого имущества
с использованием страховой компании
(------------)
│ ИНВЕСТОР │ ОПЛАТА 60 ЕД. (----------)
│ Агентство │<──────────────────────┤СОИНВЕСТОР│
│недвижимости│ /\ (────┬─────)
(------------) │ │
│ │
(────────────────────┴───────) ОПЛАТА 40 ЕД.
│По договору соинвестирования│ │
│ либо иному аналогичному │ │
│ договору │ │ │┌───────────────┐
(----------------------------) │ ┌─┤│Перестрахование│
│ │ ││ с дальнейшим │
│ │ ││обналичиванием │
┌────────────────────┐ \/ │ │└───────────────┘
│ Занижение базы по │ (-------------------) │ (---------------)
│налогу на прибыль на│ │ СТРАХОВАЯ │ │ │ СТРАХОВАЯ │
│ сумму страховой │ │ КОМПАНИЯ ├─┴─>│ КОМПАНИЯ │
│ премии - 40 ЕД. │ ├───────────────────┤ (───┬────────┬──)
└────────────────────┘ │Страхует финансовые│ │ │
│ риски инвестора │ │ │
└───────────────────┘ │ │
│ │
(-------------------) ┌─────────────────────────┐ \/ \/
│ ОБЪЕКТ │ │ Наступление страхового │ ┌─────────────┐┌────────┐
│ ИНВЕСТИРОВАНИЯ │ │ случая принципиально │ │Обналичивание││ Вывод │
(-------------------) │ невозможно, так как │ └─────────────┘│капитала│
│ застрахованы риски │ │за рубеж│
┌────────────────────┐│ третьих лиц. │ └────────┘
│ Недвижимость ││ Завышены расходы по │
│ фактической ││перестрахованию на сумму,│
│стоимостью - 100 ЕД.││приходящуюся на договора │
└────────────────────┘│ страхования финансовых │
│ рисков третьих лиц │
└─────────────────────────┘
3. Схема получения необоснованной налоговой выгоды при производстве алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Вниманию производителей алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Определенную специфику имеют схемы получения необоснованной налоговой выгоды организациями, занимающимися лицензированными видами деятельности, в частности производством алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Лицами, участвующими в схеме, являются:
Налогоплательщик - организация, имеющая необходимые лицензии и технологическое оборудование, занимающаяся производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
Поставщик - организация, осуществляющая поставки спиртосодержащей продукции в адрес налогоплательщика.
Специфика данных схем связана с рядом технологических особенностей производства алкогольной продукции (водки). Согласно действующим положениям нормативных правовых актов в ее производстве может участвовать как этиловый спирт, так и спиртосодержащая продукция - бражные дистилляты, настои спиртованные и т.п. В случае производства алкогольной продукции (водки) из этилового спирта налоговая нагрузка по акцизу существенно выше, чем при производстве той же продукции из бражных дистиллятов, настоев спиртованных или иной спиртосодержащей продукции. Данный факт связан с разницей в сумме акциза, подлежащей вычету производителем по приобретенной продукции (по спиртосодержащему сырью применяется вычет по ставке акциза в размере 173,5 руб., по спирту - 25,15 руб.).
При применении схемы одна или ряд организаций, находящихся в цепочке поставщиков спиртосодержащей продукции, не исполняют свои налоговые обязательства.
Существенным признаком применения схемы незаконного возмещения сумм акциза из бюджета является отсутствие реальных хозяйственных операций по приобретению налогоплательщиком спиртосодержащей продукции, использованной согласно представленным организацией документам, в качестве основообразующего сырья при производстве алкогольной продукции.
При этом поставки спиртосодержащей продукции отражаются только в формально оформленных товаросопроводительных документах.
Свидетельством применения схемы также является отсутствие у поставщика (производителя) спиртосодержащей продукции технической базы для производства отраженного в учете объема реализованной продукции (отсутствует необходимое технологическое оборудование, коммуникации, квалифицированный персонал, сырье для производства продукции). Денежные потоки в подобных случаях, как правило, не соответствуют предусмотренным договорами хозяйственным операциям (в частности, оплата производится на счета третьих лиц, не имеющих отношения к поставке или производству спиртосодержащей продукции). Показатели отчетности участников схемы не соответствуют реальным показателям финансово-хозяйственной деятельности.
Таким образом, выявление указанных признаков в их системной взаимосвязи свидетельствует о применении схемы, целью которой является получение необоснованной налоговой выгоды.
Типовой способ минимизации акциза
производителями алкогольной продукции
Ставка акциза:
Спирт этиловый - 25,15 руб., Алкогольная
и спиртосодержащая продукция - 173,5 руб.
┌───────────────────────────────────┐ ┌───────────────────────────────────┐
│ Производство водки из спиртованных│ │ Производство водки из спирта │
│ настоев │ │ │
│ ┌──────────────────────────┐│ │┌──────────────────────────┐ │
│ │ Начислен акциз при ││ ││ Начислен акциз при │ │
│ │реализации 1 бутылки водки││ ││реализации 1 бутылки водки│ │
│ │ 34,7 руб. ││ ││ 34,7 руб. │ │
│ │ Доля спирта - 2,7% ││ ││ Доля спирта - 40% │ │
│┌─────┐│ Доля спиртованного ││ ││ Доля спиртованного │┌─────┐│
││0,5 л││ настоя - 37,3% ││ ││ настоя - 0% ││0,5 л││
│└─────┘└──────────────────────────┘│ │└──────────────────────────┘└─────┘│
│┌─────────────────────────────────┐│ │┌─────────────────────────────────┐│
││Вычет по спиртосодержащему сырью ││ ││Вычет по спиртосодержащему сырью ││
│└─────────────────────────────────┘│ │└─────────────────────────────────┘│
│┌─────────┐ ┌───────────────────┐│ │ ┌─────────────┐ │
││ Спирт │ │Настой спиртованный││ │ │ Спирт │ │
││0,34 руб.│ │ 32,36 руб. ││ │ │ 5,03 руб. │ │
│└─────────┘ └───────────────────┘│ │ └─────────────┘ │
│┌─────────────────────────────────┐│ │┌─────────────────────────────────┐│
││ Итого к уплате в бюджет ││ ││ Итого к уплате в бюджет ││
││ 2,00 руб. (34,7 - 0,34 - 32,36) ││ ││ 29,67 руб. (34,7 - 5,03) ││
│└─────────────────────────────────┘│ │└─────────────────────────────────┘│
└───────────────────────────────────┘ └───────────────────────────────────┘
При производстве водки из спирта этилового начисление акциза на бутылку объемом 0,5 л составит 34,7 рубля, вычет по спирту должен составлять 5,03 рубля. Но при производстве водки из спиртованных настоев, где доля спирта этилового составляет лишь 2,7%, а доля спиртованных настоев - 37,3% от объема продукции, вычеты по спиртосодержащему сырью составят 0,34 рубля по спирту и 32,36 рубля по спиртованным настоям. Поступления в бюджетную систему от единицы указанной продукции составят лишь 2,00 рубля.
Таким образом, потери бюджета с каждой произведенной бутылки составляет 27,67 рублей.
Необоснованная налоговая выгода соответствует сумме неуплаченного акциза в бюджет организациями, поставляющими спиртованные настои производителям водки.
4. Схема получения необоснованной налоговой выгоды с использованием инвалидов.
Вниманию организаций, применяющих льготу по подпункту 2 пункта 3 статьи 149 НК РФ.
Лицами, участвующими в схеме, являются:
Налогоплательщик - организация, численность инвалидов в которой составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда составляет не менее 25%;
Фирма-аутсорсер - организация, предоставляющая квалифицированный персонал.
Организация, формально соответствующая требованиям, предъявляемым для освобождения от уплаты НДС, как организация, в состав которой входят инвалиды, занимается производством продукции силами персонала, привлеченного по договорам аутсорсинга. Находящиеся в штате сотрудники не в состоянии (по причине состояния здоровья и (или) квалификации) обеспечить производство реализуемой продукции. При этом льгота по НДС применяется в отношении всего объема производимой налогоплательщиком продукции.
Налогоплательщик искусственно создает условия для применения вышеуказанной льготы по продукции, произведенной с привлечением персонала третьих лиц, так как привлеченный персонал не учитывается при определении средней численности работников предприятия и фонда оплаты труда.
Таким образом, налогоплательщик злоупотребляет правом на применение льготы, предусмотренной подпунктом 2 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации.
Типовой способ неправомерного применения льготы по НДС
-- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- --
( Численность инвалидов >= 50% )
( ) Льгота по
( з/п >= 25% от ф.о.т. ) НДС
( (------------------------------) ) 2. Предоставление
(1. │Организация, использующая труд│ ) квалифицированного
( │ инвалидов и применяющая │ ) персонала по
( │ льготу │ ) договору аутсорсинга
( │ ┌──────────────────────────┐ │ ) /---------------\
( │ │Инвалиды, квалификация или│ │ )<---------------< Фирма-аутсорсер >
( │ │состояние здоровья которых│ │ ) \---------------/
( │ │ не позволяют выполнять │ │ )
( │ │ должностные обязанности │ │ )
( (─┴──────────────────────────┴─) )
-- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- --
"Бухгалтер и закон", 2010, N 7