ФНС рассказала, кого вызовут "на ковер"
ФНС рассказала, кого вызовут "на ковер"
(Шишкина Т.)
("Просто для бизнеса", 2013, N 9)
В компанию пришло приглашение на комиссию в налоговую инспекцию. Не удивляйтесь! Инспекторы давно практикуют такое тесное общение с налогоплательщиками. Кого могут вызвать и к каким последствиям приведет такая встреча? На эти и другие вопросы недавно ответили налоговики в Письме от 17.07.2013 N АС-4-2/12722.
Для чего приглашают
Целью работы комиссии является побуждение налогоплательщиков, в отношении которых установлены факты неполной уплаты налога, к самостоятельному уточнению налоговых обязательств и недопущению их в дальнейшем.
Предметом рассмотрения на заседаниях комиссии являются вопросы правильности исчисления НДС, налога на прибыль, НДФЛ, налога на имущество организаций и физических лиц, земельного налога, транспортного налога, единого налога при УСН, ЕНВД и ЕСХН.
Комиссия выявляет:
- неполное отражение в учете хозяйственных операций;
- отражение в налоговой и бухгалтерской отчетности недостоверных сведений;
- применение схем необоснованного возмещения НДС;
- отражение в декларациях по налогу на прибыль необоснованных расходов (убытков);
- выплату "теневой" заработной платы;
- несвоевременное перечисление НДФЛ;
- выявление работодателей, выплачивающих заработную плату ниже прожиточного минимума или минимального размера оплаты труда.
Приняв решение о вызове налогоплательщика "на ковер", инспекция должна уведомить его о принятом решении с указанием времени и места встречи.
Отбор налогоплательщиков
Отбор налогоплательщиков для приглашения на комиссию осуществляется на основании списков, формирование которых проводится путем анализа имеющейся информации о финансово-хозяйственной деятельности, с учетом особенностей исчисления и уплаты налогов в случае, например, банкротства, ликвидации налогоплательщика и др.
Таблица: "Кого рассмотрят на комиссии"
Повод для вызова
|
Пояснения
|
Убытки от осуществления
финансово-хозяйственной
деятельности
|
Если в декларации по налогу на прибыль по строке
100 листа 02 заявлено отрицательное значение
(убыток) за предыдущие два налоговых периода, а
также в отчетном (налоговом) периоде текущего
года.
В список включаются также организации, не
заполнившие строку 100 листа 02, у которых
расходы за анализируемый период превысили сумму
доходов
|
Низкая налоговая
нагрузка по налогу на
прибыль, акцизам,
единому налогу, УСН,
ЕСХН, НДФЛ,
уплачиваемому
индивидуальными
предпринимателями
|
Так, например, налоговая нагрузка по прибыли
определяется как отношение суммы исчисленного
налога к общей сумме доходов от реализации и
внереализационных доходов (строка 180 листа 02
декларации по налогу на прибыль к сумме строк 010
и 020 листа 02 декларации по налогу на прибыль)
за соответствующий отчетный (налоговый) период.
Под низкой налоговой нагрузкой по налогу на
прибыль для организаций, осуществляющих
производство продукции (товаров, работ, услуг),
понимается нагрузка, составляющая менее
3 процентов. Для торговцев под низкой налоговой
нагрузкой по налогу на прибыль понимается
нагрузка, составляющая менее 1 процента
|
Низкая налоговая
нагрузка по НДС
|
Если в декларациях по НДС, представленных за ряд
налоговых периодов, в которых отношение суммы
НДС, подлежащей вычету, к сумме исчисленного
налога с налоговой базы составила 89% и более
|
Задолженность по
перечислению НДФЛ
|
Отбор налоговых агентов (юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей) осуществляется
путем сопоставления удержанных сумм НДФЛ за
налоговый период, отраженных в 2-НДФЛ с
поступлениями НДФЛ, отраженными в карточках
"Расчеты с бюджетом". Дополнительно анализируются
данные отчетности (расчеты) по страховым взносам
|
Снижено поступление
НДФЛ относительно
предыдущего налогового
периода более чем на
10%
|
Если перечисление НДФЛ снижено на 10% и более,
относительно аналогичного периода предыдущего
года, производится на основании данных КРСБ в
части уплаты налога. При отборе анализируется
динамика с учетом информации, имеющейся в
налоговом органе, о среднесписочной численности и
данных, представленных налогоплательщиком в
территориальные органы ПФР
|
Выплата заработной
платы ниже среднего
уровня по видам
экономической
деятельности в регионе
|
Расчет производится исходя из общей суммы
доходов, выплаченных налоговым агентом физическим
лицам, и среднесписочной численности.
Особое внимание обращается на налоговых агентов,
выплачивающих заработную плату ниже
регионального прожиточного минимума
|
Размер
профессионального
налогового вычета более
95% от общей суммы
полученного за
налоговый период дохода
|
Если в декларации 3-НДФЛ отношение показателя
строки 120 (профессиональные вычеты) к показателю
строки 110 листа В (доходы от предпринимательской
деятельности) превышает 95 процентов
|
У предпринимателя в
налоговых декларациях
по форме 3-НДФЛ заявлен
нулевой доход либо
3-НДФЛ не представлена
|
Отбираются предприниматели, не отразившие суммы
полученных доходов в 3-НДФЛ (строка 110 листа В)
или не представившие декларации по форме 3-НДФЛ
за соответствующий налоговый период.
Отбор налогоплательщиков осуществляется на
основании представленных деклараций по НДС по
следующим критериям:
- налогоплательщики, заявившие уровень вычетов
выше среднего по региону за предшествующий
период;
- налогоплательщики, заявившие уровень вычетов
89 и более процентов;
- налогоплательщики, у которых отношение суммы
вычетов по российскому и экспортному НДС 89 - и
более процентов;
- налогоплательщики - физические лица, не
задекларировавшие полученные доходы
|
Выплата заработной платы "в конвертах", применяемая наряду с иными теневыми схемами обналичивания денежных средств, влечет занижение базы как по НДФЛ, так и по иным налогам - налогу на прибыль, НДС, единому налогу при УСН и прочим.
Большое внимание уделяется налогоплательщикам:
- в отношении которых получена информация от компетентных источников иностранных государств о получении дохода резидентами РФ, подлежащего налогообложению на территории России;
- в отношении которых имеется информация о получении дохода, содержащаяся в обращениях контрольно-надзорных ведомств, граждан, организаций;
- имеющим признаки занижения налоговой базы, необоснованного применения налоговых льгот, налоговых ставок и пр. по другим налогам (например, по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество организаций, налогу на имущество физических лиц).
Кроме того, для рассмотрения на заседании комиссии могут быть приглашены иные налогоплательщики. Это могут быть компании, в отношении которых выявлены нарушения, при этом назначение выездных проверок является нецелесообразным по причине возможной малоэффективности. Также стоит ждать встречи с инспекторами тем компаниям, которые заявили в декларации по НДС налог к возмещению.
Что анализируют
При подготовке материалов для комиссии проводятся анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, а также мероприятия налогового контроля.
Анализ налогоплательщиков, деятельность которых подлежит рассмотрению на заседаниях комиссии, проводится на основании:
- информационных ресурсов (ЕГРН, ЕГРИП, ЕГРЮЛ, АИС "Налог-2", ПИК "НДС", СОУН, ПК "ВАИ", ИР "Риски" и т.д.);
- информации, полученной в рамках ст. 93.1 НК РФ;
- информации, содержащейся в СМИ и сети Интернет;
- сведений, полученных от банков, правоохранительных органов, ПФР, внебюджетных фондов, лицензирующих органов, таможенных органов, муниципальных органов власти, Роструда, Банка России и др.;
- жалоб, заявлений юридических и физических лиц;
- информации, полученной от сотрудников, акционеров (участников) организаций;
- информации, полученной из иных источников.
На основании проведенного анализа налоговой и бухгалтерской отчетности выявляются налоговые риски. Анализ включает в себя следующие этапы:
- расчет налоговой нагрузки налогоплательщика по налоговым периодам в зависимости от применяемой системы налогообложения;
- определение аналогичных налогоплательщиков, состоящих на учете в налоговом органе;
- расчет их налоговой нагрузки (в случае отсутствия информации исследовать среднеотраслевые значения налоговой нагрузки);
- определение аналогичного налогоплательщика с максимальной налоговой нагрузкой;
- анализ отклонения уровня налоговой нагрузки налогоплательщика от максимального значения.
В случае установления низкого уровня налоговой нагрузки проводится анализ финансовых потоков налогоплательщика.
С этой целью налоговым органом:
- проводится анализ предварительно запрашиваемых банковских выписок;
- составляется схема движения денежных средств, схема ведения бизнеса;
- проводится анализ сделок, в том числе с целью выявления отрицательного влияния на налоговую нагрузку налогоплательщика.
В ходе анализа определяются контрагенты, обладающие признаками недобросовестности (минимальная численность, минимальные суммы начислений в бюджет, отсутствие материально-технической базы, массовый учредитель, руководитель, адрес массовой регистрации, несоответствие вида деятельности поставляемой продукции, иные признаки недобросовестности).
На следующем этапе осуществляется оценка соответствия показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика критериям оценки рисков в соответствии с Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок (Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@).
Процедура проведения комиссии
Инспекторы направляют компании или ИП информационное письмо. В нем отражаются факты, отклонения, противоречия и иные вопросы, выявленные в ходе подготовки к заседанию комиссии, ответы на которые планируется получить в ходе рассмотрения деятельности налогоплательщика. В письме инспекторы предложат компании уточнить свои налоговые обязательства, в том числе уменьшить сумму убытка, погасить задолженность по НДФЛ, исчислить НДФЛ с реально полученных доходов сотрудниками организации, подлежащих налогообложению, и др.
Также в информационном письме налогоплательщику предлагается провести самостоятельную оценку рисков.
Информационное письмо направляется налогоплательщику заблаговременно, не позднее чем за 1 месяц до даты планируемого проведения заседания комиссии. При этом в течение 10 дней со дня получения этого письма налогоплательщик может уточнить свои налоговые обязательства или прокомментировать причины и обстоятельства, объясняющие наличие основания приглашения на комиссию.
Примечание. Кого позовут: гендира или главбуха?
На заседания комиссии приглашаются руководители и главные бухгалтеры организаций. При этом комиссией не ограничивается круг специалистов организации, которые могут присутствовать на заседаниях вместе с руководителем и главным бухгалтером.
Если в срок компания не отреагирует на информационное письмо, то ее официально вызовут в инспекцию, пришлют соответствующее уведомление.
Рассмотрение деятельности налогоплательщика на заседании комиссии производится в индивидуальном порядке.
По итогам рассмотрения формулируются рекомендации налогоплательщику по устранению нарушений.
Рекомендации должны содержать конкретный срок устранения искажений в ведении учета, повлекших занижение налоговой базы. В частности, налогоплательщику может быть предложено представление уточненных деклараций, в которых будут уменьшены суммы убытков, удельный вес вычетов по НДС, перечислить сумму задолженности по НДФЛ с учетом сумм пени, а также принять меры по исключению негативных тенденций в последующих отчетных периодах.
Налоговики вправе направить информацию в правоохранительные, контролирующие и иные органы (например, в органы внутренних дел, территориальные органы Федеральной миграционной службы, государственные инспекции труда и т.п.), а также в администрации муниципальных образований для принятия решений в соответствии с их компетенцией.
Ответственность за игнорирование
В случае неявки налогоплательщика на заседание комиссии по уважительной причине заседание может быть отложено. В этом случае ему повторно направляется уведомление.
Неявка на комиссию грозит административной ответственностью по ст. 19.4 КоАП РФ в виде штрафа:
- на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей;
- на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей.
Те, кто не явился без уважительных причин, получат:
- повторный вызов на комиссию в инспекцию ФНС России;
- вызов налогоплательщика на аналогичную комиссию в Управление ФНС России по субъекту РФ;
- вызов налогоплательщика на межведомственную комиссию при администрациях субъектов РФ и органах местного самоуправления;
- проведение предпроверочного анализа в установленном порядке;
- подготовку материалов для назначения выездной налоговой проверки.
Т.Шишкина
Ведущий редактор-эксперт
Подписано в печать
15.09.2013