Проект Основных направлений налоговой политики на 2016 год и плановый период 2017-2018 годов будет обсуждаться на заседании Правительства РФ в мае. Об этом заявил заместитель Министра финансов РФ Сергей Шаталов на круглом столе, прошедшем в конце апреля в стенах Финансового университета при Правительстве РФ. На сегодняшний день работу над документом ведет Совет Федерации.
Напомним, Основные направления налоговой политики не имеют статуса нормативного акта, но служат основой для федерального бюджета и позволяют понять, каким образом планируется реформировать налоговую систему в ближайшее время. В окончательном виде они должны быть представлены не позднее срока направления в Госдуму проекта федерального бюджета – 1 октября текущего года (п. 1 ст. 192 Бюджетного кодекса РФ). В прошлом году документ был одобрен Правительством РФ уже в начале июля.
По словам замминистра, никаких глобальных и амбициозных решений в налоговой сфере не планируется. "Мы не хотим увеличивать налоговую нагрузку, и Правительство РФ сделало соответствующее заявление", – резюмировал Шаталов.
Отметим, что на сегодняшний день, по данным Минфина России, налоговая нагрузка на бизнес составляет примерно 34-35% от ВВП. В нефтегазовом секторе она значительно выше – около 80%.
В докризисный период 2011-2013 годов, по сведениям Института "Центр развития" НИУ ВШЭ, налоговая нагрузка на бизнес была равна в среднем 36,4% от ВВП.
Такие показатели свидетельствуют, по мнению замминистра, о том, что налоговая нагрузка в последнее время как минимум не повышалась. Точку зрения чиновника разделяет и аудитор Счетной палаты РФ Сергей Штогрин, утверждая, что налоговая нагрузка на предпринимателей в России средняя по сравнению с другими странами. Правда, цифры, которые он привел, несколько этому противоречат. Так, налоги и выплаты в процентах от прибыли в России составляют 35,4%, в странах "Большой двадцатки" (Австралия, Аргентина, Бразилия, Великобритания, Германия, Индия, Индонезия, Италия, Канада, Китай, Мексика, Россия, Саудовская Аравия, США, Турция, Франция, Южная Корея, ЮАР, Япония – и Европейский союз) – в среднем 25,6%, в странах БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика) – около 28%, в азиатских государствах – в среднем 17,4%.
Оптимистичным Штогрин посчитал также постепенный рост налоговых поступлений в бюджетную систему. Так, налоговые органы в 2013 году мобилизовали в бюджеты всех уровней 11,33 трлн руб., а в прошлом году – 12,67 трлн руб., что почти на 12% больше. Первые результаты исполнения бюджета в текущем году тоже дают основания надеяться на прогресс. К примеру, поступления от налога на прибыль за первый квартал 2015 года на 14% выше показателя за аналогичный период прошлого года (92,5 млрд руб. против 81,13 млрд руб. по данным Счетной палаты РФ).
Отказавшись от политики увеличения налогового бремени, Минфин России предлагает предусмотреть в Основных направлениях налоговой политики следующие задачи:
1
Исполнение антикризисных мер (распоряжение Правительства РФ от 27 января 2015 г. № 98-р). Среди них, в частности, – предоставление налогоплательщикам льготы по налогу на прибыль для новых производств. Соответствующий законопроект уже находится на рассмотрении в Правительстве РФ. Предполагается, что налогоплательщик сможет уменьшать ставку налога на прибыль вдвое, по сравнению со стандартной 20% ставкой (ст. 284 НК РФ) при условии, что он осуществляет новое производство с крупным капиталовложением при участии государства. Планируется, что такая пониженная ставка будет действовать в течение всего времени, пока предприниматель не возместит за счет налога осуществленные инвестиции.
2
Улучшение налогового администрирования. Уже сейчас на рассмотрении Госдумы находится законопроект1 о добровольном декларировании физическими лицами активов –так называемая "амнистия капиталов" (пока не прошел первое чтение). Напомним, что документом предполагается перевод незадекларированных капиталов в поле зрения налоговых органов и освобождение лиц, которые легализуют свои денежные средства и имущество, от административной, уголовной и налоговой ответственности. Предполагается, что амнистией можно будет воспользоваться один раз, подав декларацию в налоговый орган до 31 декабря 2015 года.
3
Введение налоговых послаблений для малого бизнеса. Например, планируется увеличить число ИП, имеющих право на применение патентной системы налогообложения. А регионам может быть предоставлено право снижать налоговую ставку по ЕНВД вдвое: с 15% до 7,5% (п. 30 Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 год).
4
Сохранение действующих ставок акцизов на 2016-2017 годы. К 2018 году предполагается индексировать их на величину прогнозируемой инфляции.
5
Введение предварительного налогового контроля, который, по словам Сергея Шаталова, позволит крупнейшим налогоплательщикам обратиться в налоговую инспекцию за консультацией по предстоящей сложной сделке, получить ее оценку, а также рекомендации и минимизировать тем самым возможные налоговые риски. Однако, по мнению представителей Счетной палаты РФ, налоговая служба не сможет помочь всем желающим. "Единственный распространенный в мире институт – это налоговое консультирование. Проект закона есть, он находится на рассмотрении в Госдуме, но не "продвигается2", – заключает Штогрин. Речь идет о предоставлении качественных и доступных услуг по налоговому консультированию всем желающим, а не только крупным компаниям – но уже не налоговыми инспекциями, а частными консультантами. На сегодняшний день законопроект не рассмотрен даже в первом чтении.
6
Передача налоговым органам администрирования страховых взносов: пенсионных, медицинских, социальных. Сегодня контроль за правильностью, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов осуществляют ПФР и ФСС России (ч. 1-2 ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"). В Минфине России утверждают, что налоговые инспекции будут заниматься этим более качественно и профессионально.
Кстати, по мнению заведующего лабораторией финансово-кредитных механизмов экономического развития Центрального экономико-математического института РАН Юрия Петрова, Основные направления налоговой политики должны предусматривать возврат единого социального налога (ЕСН). Напомним, что с 1 января 2010 года ЕСН был фактически заменен страховыми взносами (Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"). По замечаниям эксперта, отмена ЕСН не имела никакого фискального эффекта.
Вместе с тем, эксперты выделяют ряд проблем, решение которых также требует своего отражения в документе, но пока не одобрено Минфином России. Так, предлагается прописать в Основных направлениях налоговой политики возможность признания налогоплательщиков на спецрежимах (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН) плательщиками НДС. Такой позиции придерживается руководитель аналитической службы юридической компании "Пепеляев Групп" Вадим Зарипов. Напомним, что предприниматели на спецрежимах не признаются налогоплательщиками НДС (п. 2 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.26, п. 11 ст. 346.43 НК РФ). Поэтому их контрагенты – например, покупатели товара – не могут заявить НДС в цене такого товара к вычету. Нередко это приводит к отказу сотрудничать с представителями малого бизнеса. По мнению Зарипова, предложенная мера позволит гармонизировать и состыковать два режима: спецрежим и общий режим налогообложения. "Но это важно сделать добровольно. Потому что для тех, кто работает с потребителем, освобождение от НДС выгодно и правильно", – поясняет эксперт.
А если государство заинтересовано в легальной работе самозанятых граждан, то необходимо, по мнению Сергея Штогрина, предоставить им право уплачивать налог в размере всего 1% от своего дохода. Это будет способствовать выведению из тени самозанятых граждан, большинство из которых сегодня работает нелегально. Напомним, что такое положение содержал один из рассмотренных Госдумой законопроектов3, однако в принятом на его основе законе норм о патентах для самозанятых нет.
Регионы, в свою очередь, предлагают формировать классификатор налоговых льгот в зависимости от времени их действия и эффекта, который они за собой несут – поскольку не всегда налоговые льготы действуют должным образом и оказывают влияние на социально-экономическое развитие. С такой инициативой выступил Министр экономического развития Пермского края Леонид Морозов. Однако предложенная им идея не нова – государство взяло курс на оптимизацию налоговых льгот еще в 2013 году, когда были одобрены Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.
Отметим, что сохранение налоговой нагрузки на сегодняшнем уровне не означает, что рост неналоговых платежей (страховые взносы, таможенные пошлины и т. п.) также должен будет сдерживаться. Как следствие, затраты налогоплательщиков на обязательные отчисления могут стать еще выше, чем в настоящее время.