По данным ФАС России, отмечается
увеличение числа хозяйствующих субъектов в экономике. В частности, по состоянию на начало 2010 года, общее количество предприятий и организаций выросло
на 2,8% по сравнению с 2009 годом и составило
4,91 млн. Лидерами стали хозяйствующие субъекты, задействованные в управлении эксплуатацией жилого фонда (по сравнению с 2009 годом увеличение
на 19,2%), операциях с недвижимым имуществом и аренде (
7,6%), оптовой и розничной торговле, в том числе торговле автотранспортными средствами и их техническом обслуживании (
7,1%), транспорте и связи (
7,1%). При этом число предприятий в сферах сельского хозяйства (
6,5%) и строительства (
6,1%) сокращается. Доли хозяйствующих субъектов государственной и муниципальной форм собственности и крупнейших компаний продолжают снижаться.
Помимо этого, в докладе ФАС России говорится о продолжающейся на протяжении нескольких лет тенденции увеличения выявляемых нарушений антимонопольного законодательства. В частности, в 2010 году было возбуждено 11 431 дело о таких нарушениях, что на 18,3% больше, чем в 2009 году. В результате выявлено 10 249 нарушений антимонопольного законодательства. При этом больше половины из них по-прежнему составляют нарушения, совершаемые органами власти. Это, например, принятие несоответствующих антимонопольному законодательству актов, предоставление имущества без торгов, предоставление государственных и муниципальных преференций с нарушением установленного порядка. Среди нарушений антимонопольного законодательства, совершаемых хозяйствующими субъектами, сократилась (до 18,7%) доля злоупотреблений доминирующим положением и увеличилось число возбужденных дел по фактам картельных соглашений (на 24%).
С целью дальнейшего развития конкуренции в отдельных отраслях ФАС России предлагает:
- обеспечить недискриминационный доступ к объектам инфраструктуры электросвязи и почтовой связи, повысить прозрачность распределения радиочастотного спектра, а также реструктуризовать ФГУП, оказывающие услуги связи;
- снять административные барьеры, препятствующие выходу розничных потребителей и энергосбытовых компаний на оптовый рынок;
- создать возможности ценовой конкуренции на рынке ОСАГО;
- разработать ряд законопроектов в части регулирования рынков, функционирующих в состоянии естественной монополии, в том числе введения тарифов на длительный период, увязки тарифов с качеством и эффективностью оказания услуг, недопущения сдерживания перехода рынка от естественно монопольного к конкурентному.
Источник:
ИА "ГАРАНТ"