Разработан законопроект о деятельности по взысканию задолженности 18.09.2015 01:42
Минэкономразвития России подготовило проект федерального закона1, регулирующего ведение кредитными организациями, а также иными лицами деятельности по взысканию с должников просроченной задолженности и направленного на защиту прав и интересов граждан – должников.
В частности, установлены условия осуществления деятельности по взысканию задолженности. Так, перечислены способы взаимодействия взыскателя с должником (личные встречи, телефонные переговоры, голосовые, короткие текстовые и иные сообщения, передаваемые по сетям подвижной связи (включая мобильную) и электросвязи (в том числе через Интернет), почтовые отправления и телеграфные сообщения по месту жительства или месту пребывания должника. Иные способы взаимодействия могут разрешить использовать только при наличии предварительного письменного согласия должника, предоставленного не ранее чем через один месяц после возникновения просрочки исполнения обязательства.
Кроме того, законопроект определяет общие требования к действиям взыскателя. Так, он обязан действовать добросовестно и разумно и не допускать неправомерного причинения вреда должнику и иным лицам. При этом не допускаются действия взыскателя, связанные с применением к должнику или иным лицам физической силы либо угрозой ее применения, уничтожением или повреждением имущества либо угрозой такого уничтожения или повреждения, применением методов, опасных для жизни и здоровья людей, а также использованием выражений и совершением иных действий, унижающих честь и достоинство должника и иных лиц. Также им могут запретить сообщать иным лицам (помимо должника) или делать доступной для них персональные данные должника, в том числе содержащие сведения о задолженности, за исключением случая, когда это предусмотрено законом или письменным согласием должника.
Также конкретизированы требования к действиям взыскателя при использовании отдельных способов взаимодействи. Например, предусмотрен запретит на непосредственное взаимодействие взыскателя с должником в рабочие дни в период с 22.00 до 8.00 и в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 20.00 до 9.00, более одного раза в сутки, более трех раз в неделю, более 10 раз в месяц, если возраст должника превышает 70 лет, если должник является инвалидом I группы и т. п.
Что касается требований к взаимодействию с использованием голосовых, коротких текстовых и иных сообщений, передаваемых по сетям подвижной (в том числе мобильной) связи и электросвязи (в том числе через Интернет), то предполагается запретить отправление таких сообщений в рабочие дни в период с 20.00 до 8.00 и в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 20.00 до 9.00 по местному времени по месту жительства (пребывания) должника, более двух раз в сутки, более четырех раз в неделю, более 10 раз в месяц. Нововведением может стать и запрет на использование взыскателем технических средств, позволяющих скрывать информацию о телефонном номере, с которого осуществляется звонок или направляется сообщение должнику, либо адресе электронной почты, с которой направлено сообщение должнику.
В свою очередь, должнику могут предоставить право направить взыскателю письменное уведомление о снижении частоты непосредственного взаимодействия (такое уведомление может быть направлено не ранее чем через три месяца с даты наступления срока исполнения обязательства, которое не исполнено должником). После получения такого уведомления непосредственное взаимодействие взыскателя с должником должно быть ограничено одним разом в неделю – для телефонных переговоров, одним разом в месяц – для личных встреч.
Одновременно должники будут обязаны действовать добросовестно и разумно и не допускать неправомерного причинения вреда взыскателю, извещать последнего об изменении своего места жительства, Ф.И.О., номера телефона и адреса электронной почты. Также в случае одобрения инициативы должники не должны будут скрывать от взыскателя информацию о своем имуществе, на которое может быть обращено взыскание для погашения задолженности, либо предоставлять заведомо ложную информацию с целью неправомерно затруднить взыскание задолженности.
Отдельная глава посвящена порядку осуществления деятельности профессиональными взыскателями (коллекторами). В частности, предусмотрено ведение государственного реестра таких взыскателей, установлены обязанности профессионального взыскателя и т. д. Также законопроектом устанавливается система контроля и надзора за деятельность по взысканию просроченной задолженности, меры ответственности за несоблюдение установленных норм ведения деятельности по взысканию задолженности.
Положения законопроекта не распространяются на отношения, возникающие из договоров между физическими лицами, не являющимися ИП, предусматривающими денежные обязательства в размере не более 50 тыс. руб.
Необходимость урегулирования деятельности по взысканию просроченной задолженности отдельным законом авторы инициативы обосновывают ежегодным увеличением объемов просроченной задолженности граждан перед кредитными организациями, а также применением взыскателями методов взыскания, нарушающих основные права граждан. По данным Банка России, задолженность по кредитам, предоставленным физическим лицам – резидентам, в период с начала июля 2009 года до начала июля 2015 года выросла в 2,9 раза (с 3683,03 млрд руб. до 10 690,06 млрд руб.), при этом просроченная задолженность за этот же период выросла в 3,8 раза (с 209,45 млрд руб. до 804,05 млрд руб.). Только за период с начала января по начало июля 2015 года объем просроченной задолженности граждан вырос более чем на 17% (с 665,64 млрд руб. до 804,05 млрд руб.).
ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/news/651594/#ixzz3m4eXJMCm