Предложенный Минэкономразвития России проект поправок в Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон № 223-ФЗ) в целом был одобрен участниками состоявшегося вчера в Общественной Палате РФ (далее – ОП РФ) обсуждения. Напомним, что законопроект1 был внесен правительством в Госдуму 23 июня. Как отметил модератор "нулевых чтений" – член ОП РФ Сергей Фахретдинов, законопроект развивает положения постановления Правительства РФ от 11 декабря 2014 года № 1352 по расширению возможностей доступа малых и средних предприятий к закупкам госкомпаний.
Обсуждаемый документ предусматривает внесение значительных изменений в законодательство о закупках госкомпаний. Так, предлагается сделать более прозрачными процедуры закупок путем закрепления исчерпывающего перечня конкурентных способов закупок и основных требований к порядку их осуществления. Директор Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России Максим Чемерисов отметил, что сейчас Закон № 223-ФЗ не регулирует процедуры закупок, а лишь требует раскрытия информации о них на официальном сайте zakupki.gov.ru. В связи с этим заказчики по разным причинам избегают проведения торгов при определении поставщиков и используют преимущественно так называемые "иные способы закупок", часть из который в действительности является "замаскированными" закупками у единственного поставщика. В государственной информационной системе на данный момент зарегистрировано более чем 2,7 тыс. различных способов закупок. Такая ситуация, по словам разработчика законопроекта, препятствует доступу субъектов МСП к закупкам, затрудняет подготовку к процедуре закупки, снижает конкуренцию и мешает контролю. В то же время законопроект предусматривает возможность для заказчиков выбирать способы закупки и видоизменять порядок их осуществления согласно своим потребностям, но с учетом определяемых законом требований. Примечательным моментом стало положение законопроекта о предоставлении заказчикам права осуществлять закупки любым, в том числе и не предусмотренным Законом № 223-ФЗ способом в случаях, когда начальная цена контракта превышает 200 млн руб. Александр Соколов, директор Департамента конкурентной политики Государственной компании "Российские автомобильные дороги", обратил внимание на несоответствие этой нормы общегосударственной политике по усилению контроля над расходованием средств и предложил ее переформулировать с точностью до наоборот: ужесточив порядок проведения крупных закупок.
Кроме этого, разработчики законопроекта предлагают расширить практику закупок в электронной форме. Для этого Минэкономразвития России включило в документ понятие "закупки в электронной форме" как конкурентной процедуры и предложило наделить правительство правом определять объем закупок, осуществляемых в электронной форме.
Максим Чемерисов подчеркнул необходимость установления четких правил деятельности электронных площадок. По его словам, в настоящее время в России отсутствует нормативный акт, предъявляющий требования к электронным площадкам и их операторам. Так, с сайтом zakupki.gov.ru интегрировано более 150 электронных площадок, среди которых есть иностранные юридические лица, в том числе зарегистрированные в офшорах. А на 21 электронной площадке было проведено по одной процедуре. Таким образом, в законопроект вошли предложения об установлении общих требований к электронным площадкам. Чемерисов резюмировал, что в связи большим количеством площадок и непрозрачностью их работы участники закупок испытывают значительные трудности, в том числе и в связи с допускаемыми нарушениями и высокой стоимостью оказываемых площадками услуг, однако законопроект не имеет цели по сокращению количества электронных площадок.
Предложение о необходимости лицензирования деятельности электронных площадок высказал председатель Комиссии ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Владимир Слепак. Он также отметил важность отражения в законопроекте требования о привлечения к закупкам в качестве поставщиков непосредственно производителей продукции, а также запрета на участие в закупках юридических лиц, зарегистрированных в офшорах.
В обсуждаемом документе отражены предложения Минэкономразвития России о предоставлении дочерним хозяйственным обществам права присоединяться к положениям о закупке основных хозяйственных обществ. Разработчик предполагает, что эта норма облегчит участие в закупках, прежде всего субъектам МСП, а также снизит трудозатраты заказчиков при размещении информации на официальном сайте.
Также предлагается увеличить число оснований для обжалования действий заказчика в антимонопольный орган за счет случаев нарушения заказчиками собственного положения о закупке и нарушения установленных требований функционирования электронных площадок. Кроме того, в документе расширен круг субъектов, действия которых могут быть обжалованы в ФАС России.
Законопроект предусматривает также создание единой информационной системы, которая бы позволила всем желающим наблюдать за процедурами размещения заказов и контролировать их. Кроме того, предполагается формирование в единой информационной системе реестра заказчиков, обязанности по ведению которого могут быть возложены на Казначейство России. Как отмечает разработчик законопроекта, реестр заказчиков позволит решить проблему недостоверности и неполноты сведений, сообщаемых заказчиками о себе при регистрации на официальном сайте.
Подготовленный документ включает предложения, способные частично разгрузить заказчиков при размещении информации на официальном сайте. Так, законопроектом предусмотрено исключение обязанности заказчиков размещать информацию на официальном сайте при закупке у единственного поставщика.
Отдельное внимание авторами уделено совершенствованию закупок инновационной продукции: предлагается издать типовые требования и порядок отнесения закупаемой продукции к инновационной и высокотехнологичной.