С 1 января 2015 года в НК РФ введена новая глава, посвященная налоговому мониторингу. Мониторинг представляет собой новую форму налогового контроля, предметом которого являются правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты (перечисления) налогов и сборов налогоплательщиками-организациями. Организация может подать заявление на проведение налогового мониторинга, если за последний календарный год уплатила НДС, акцизы, налог на прибыль организаций и НДПИ на общую сумму не менее 300 млн руб. Общий объем полученных доходов и совокупная стоимость активов компании должны составлять не менее 3 млрд руб.
В целях проведения налогового мониторинга ФНС России своим приказом от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184@ утвердила формы документов, используемых при проведении налогового мониторинга, и требования к ним. Сегодня документ вступил в силу.
Так, утверждены формы регламента информационного взаимодействия (и требования к нему), заявления о проведении налогового мониторинга, а также формы мотивированного мнения налогового органа (с требованиями к нему), решения о проведении налогового мониторинга, об отказе в проведении налогового мониторинга.
В частности, заявление о проведении налогового мониторинга должно содержать наименование налогоплательщика, место нахождения организации, подтверждение соответствия условиям проведения мониторинга. К заявлению должны быть приложены регламент информационного взаимодействия, информация об организациях, о физических лицах, которые прямо или косвенно участвуют в организации (при долее такого участия – более 25%), представляющей заявление о проведении налогового мониторинга. Также к заявлению прилагается учетная политика для целей налогообложения организации, действующая в календарном году, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга.
При этом подать заявление о проведении налогового мониторинга за 2016 год необходимо до 1 июля 2015 года. Для участников консолидированной группы налогоплательщиков (добровольное объединение российских организаций – плательщиков налога на прибыль организаций) законодательные положения о налоговом мониторинге применяются с 1 января 2016 года.
В свою очередь, мотивированное мнение налогового органа должно состоять из трех частей: вводной (общие сведения о проводимом налоговом мониторинге), описательной (систематизированное изложение документально подтвержденных фактов, свидетельствующих о неправильном исчислении, неполной или несвоевременной уплате налогов и сборов) и итоговой (выводы налогового органа в отношении установленных фактов) частей.