У налоговиков вскоре появится единая методологическая позиция по спорным вопросам налогообложения юридических лиц
У налоговиков вскоре появится единая методологическая позиция по спорным вопросам налогообложения юридических лиц
(Вайтман Е.В.)
("Российский налоговый курьер", 2013, N 23)
ФНС России решила собрать и обобщить неоднозначные вопросы по исчислению налогов, возникающие у инспекторов на местах при проведении проверок, и, самое главное, выработать на них четкие ответы. Несомненно, когда этот проект будет воплощен, проще станет работать не только инспекторам, но и налогоплательщикам.
Руководитель ФНС России Приказом от 17.10.2013 N ММВ-7-3/449@ утвердил Порядок организации деятельности налоговых органов по вопросам формирования единой методологической позиции в области налогообложения юридических лиц (далее - Порядок). Необходимость такой работы назрела уже достаточно давно. Ведь нередко мнения налоговых органов разных уровней не совпадают, что вынуждает налогоплательщиков обращаться в суды. При этом сама ФНС России указывает следующее (Письмо от 18.10.2013 N ЕД-4-3/18669):
"<...> Системное функционирование налоговых органов предполагает единообразие применяемых в ФНС России и УФНС России по субъектам Российской Федерации механизмов реализации возложенных на налоговые органы функций и задач, а также применение единого методологического подхода к применению норм законодательства о налогах и сборах".
Работу в соответствии с этим документом налоговики должны организовать начиная с 1 ноября 2013 г. (Письмо ФНС России от 18.10.2013 N ЕД-4-3/18669).
ФНС России планирует выработать единую точку зрения
лишь по отдельным федеральным налогам
В рамках утвержденного Порядка налоговое ведомство намерено разобраться со спорными вопросами, касающимися лишь исчисления и уплаты отдельных налогов, причем только федеральных, и лишь в той части, которая затрагивает юридические лица (п. 1 Порядка). Речь идет о НДС, налоге на прибыль, акцизах, НДПИ, водном налоге, сборах за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, а также о неоднозначных моментах, касающихся применения всех спецрежимов (патентной системы налогообложения, УСН, ЕНВД, ЕСХН и системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции).
Таким образом, спорные вопросы по применению части первой Налогового кодекса, а также исчислению НДФЛ, госпошлины, региональных (налог на имущество, транспортный налог и налог на игорный бизнес) и местных (земельный налог) налогов пока будут решаться в прежнем порядке.
Формировать методологическую позицию
будут лишь по тем вопросам налогообложения,
по которым пока нет единой точки зрения
Из утвержденного Порядка следует, что единая методологическая позиция будет выработана по вопросам, возникшим применительно к конкретной ситуации в связи с неоднозначным толкованием положений соответствующей главы Налогового кодекса (п. 4 Порядка). Подобные вопросы в тексте Порядка названы методологическими. К ним ФНС России относит любые неоднозначные вопросы исчисления названных выше налогов, в отношении которых выполняется хотя бы одно из следующих условий (п. 6 Порядка):
- отсутствуют разъяснения ФНС России по данной проблеме;
- разъяснения Минфина России не совпадают с точкой зрения, изложенной в письмах ФНС России по аналогичному вопросу (см. врезку ниже);
- разъяснения Минфина или ФНС России (либо разъяснения обоих этих ведомств) не совпадают с мнением арбитражных судов, приведенным в судебных актах, вступивших в законную силу;
- отсутствует судебная практика;
- существует противоречивая судебная практика.
Читайте на e.rnk.ru. Еще больше полезных материалов
Практика показывает, что Минфин и ФНС России нередко меняют свою точку зрения по тем или иным вопросам налогообложения. Редакция журнала подготовила подборку наиболее значимых разъяснений этих ведомств за I полугодие 2013 г., в которых они кардинально поменяли свое мнение по конкретным вопросам налогообложения. Кроме того, мы попросили экспертов и аудиторов прокомментировать эти разъяснения и оценить их влияние на дальнейшую работу.
Подробнее об этом читайте на сайте e.rnk.ru в статье "Рейтинг разъяснений 2013 года, в которых налоговое и финансовое ведомства изменили свое мнение по вопросу налогообложения" // РНК, 2013, N 16.
Кроме того, уточнено, что не считаются методологическими вопросами, то есть не требуют выработки единой точки зрения (п. 7 Порядка):
- вопросы, касающиеся квалификации договорных отношений и сделок;
- факты установленных нарушений в части получения необоснованной налоговой выгоды;
- факты установленных нарушений в отношении вопросов ценообразования.
Со спорными вопросами обычные инспекции будут обращаться
в региональные УФНС, а инспекции
по крупнейшим налогоплательщикам - в ФНС России
Выявлять действительно спорные вопросы будут инспекторы на местах при проведении камеральных и выездных проверок. Алгоритм дальнейших действий зависит от того, какая именно инспекция обнаружила методологический вопрос (см. врезку на с. 42).
Примечание. Налоговики по-прежнему смогут получать в ФНС России методологическую поддержку и вне рамок проверок
Судя по утвержденному Порядку, региональные УФНС и Управление налогообложения юридических лиц ФНС России будут разрабатывать рекомендации только по тем методологическим вопросам, которые возникают у нижестоящих инспекций при проведении камеральных и выездных проверок.
Несмотря на это, в п. 5 Порядка указано, что принятие этого документа не ограничивает права налоговых органов на обращение в ФНС России по методологическим вопросам вне рамок проведения проверок. Тем более что основной функцией Управления налогообложения юридических лиц ФНС России является методологическое обеспечение работы налоговых органов по вопросам исчисления налогов и сборов, полноты и своевременности их уплаты в соответствующие бюджеты (п. п. 2.1 и 2.2 Положения об Управлении налогообложения юридических лиц Федеральной налоговой службы, утв. Приказом ФНС России от 29.07.2013 N ММВ-7-3/255@, далее - Положение).
Кроме того, именно это Управление занимается выработкой и согласованием с Минфином России единой методологической позиции по вопросам налогообложения (п. 2.7 Положения). На него же возложены обязанности по взаимодействию с Минфином России по вопросам, требующим выработки согласованной позиции при применении законодательства о налогах и сборах в связи с обращениями налоговых органов и налогоплательщиков. Это же Управление доводит до сведения нижестоящих инспекций и налогоплательщиков разъяснения и письма Минфина России по спорным вопросам (п. 3.8 Положения).
Спорный вопрос выявила обычная инспекция. Речь идет о районной, городской или межрайонной инспекции ФНС России. Если сотрудники такой инспекции в ходе камеральной или выездной проверки столкнулись с методологическим вопросом, проект акта этой проверки они направляют в УФНС по субъекту РФ (п. 8 Порядка). В частности, инспекторы отсылают в региональное УФНС вводную часть и разд. 1 и 2 акта камеральной или выездной проверки, содержащие общие сведения о проверке и описание выявленных нарушений (формы актов утверждены Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@). Срок для представления этих сведений каждое региональное УФНС устанавливает самостоятельно (п. 9 Порядка).
В свою очередь региональное УФНС обязано рассмотреть представленные проекты актов проверки, содержащие спорные вопросы, и подготовить рекомендации по отражению в них методологических вопросов (п. п. 10 и 11 Порядка). Этим в УФНС будет заниматься отдел налогообложения юридических лиц либо отдел налогообложения и камерального контроля (в зависимости от внутренней структуры УФНС по субъекту РФ). В случае необходимости сотрудники указанных отделов вправе привлекать другие подразделения регионального УФНС.
Подготовленные рекомендации налоговики оформляют в виде заключения и направляют в нижестоящую инспекцию (п. 10 Порядка). Форму заключения каждое региональное УФНС разрабатывает самостоятельно (п. 12 Порядка). Оно же устанавливает сроки и порядок отправки заключения в инспекции таким образом, чтобы обеспечить своевременное составление актов камеральных и выездных проверок (п. 13 Порядка).
Если региональное УФНС России придет к выводу, что полученный от инспекции проект акта проверки не содержит методологических вопросов, рекомендации по таким материалам проверки оно не составляет (абз. 2 п. 11 Порядка).
Спорный вопрос обнаружила межрегиональная инспекция по крупнейшим налогоплательщикам. В этом случае проект акта камеральной или выездной проверки она направляет непосредственно в ФНС России, а именно в Управление налогообложения юридических лиц (п. 14 Порядка). Материалы по проверкам инспекция по крупнейшим налогоплательщикам высылает в том же объеме, что и обычная инспекция, то есть она отправляет в ФНС России вводную часть акта камеральной или выездной проверки, а также его разд. 1 и 2 (абз. 2 п. 14 Порядка).
Управление налогообложения юридических лиц ФНС России рассматривает поступившие проекты актов проверок, готовит рекомендации по отражению в них методологических вопросов и направляет их в инспекцию в сроки, обеспечивающие своевременное оформление результатов проверок (п. 15 Порядка). При необходимости оно привлекает для этого другие управления налогового ведомства.
Если Управление налогообложения юридических лиц ФНС России посчитает, что в проекте акта проверки, которое оно получило от межрегиональной инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, не содержится методологических вопросов, рекомендации по такой проверке оно не составляет (п. 16 Порядка).
Региональные УФНС будут ежеквартально обобщать
поступившие к ним методологические вопросы
и информировать о них ФНС России
По итогам каждого квартала региональные УФНС анализируют методологические вопросы, полученные от нижестоящих инспекций, и обобщают их отдельно по каждой главе Налогового кодекса (п. п. 17 и 18 Порядка). Сгруппированные таким образом сведения они направляют в формате Microsoft Excel в Управление налогообложения юридических лиц ФНС России до 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (п. 20 Порядка). Впервые представить эти сведения они должны будут до 30 января 2014 г. (Письмо ФНС России от 18.10.2013 N ЕД-4-3/18669).
Для отправки сообщений о методологических вопросах утверждена специальная форма и Требования к ее заполнению (Приложения N N 1 и 2 к Порядку). Примечательно, что согласно этим требованиям:
"<...> Существо методологического вопроса должно отражать суть проблемы применения нормы Налогового кодекса в конкретной ситуации и не должно содержать более 250 печатных знаков".
Например, в формате нашего журнала 250 печатных знаков - это небольшой абзац, состоящий из трех-четырех строк. Получается, что описание любого неоднозначного вопроса налоговикам придется излагать очень лаконично. Кроме того, в сообщении, направляемом в ФНС России, им необходимо указать (Приложение N 2 к Порядку):
- сумму налога, рассчитанную исходя из планируемых к доначислению сумм в связи с наличием методологического вопроса;
- общее количество камеральных или выездных проверок, в ходе которых был выявлен конкретный методологический вопрос;
- одно или несколько оснований, по которым выявленный спорный вопрос признан методологическим, например отсутствие по данной теме разъяснений ФНС России или судебной практики либо несовпадение точек зрения Минфина и ФНС России, наличие противоречивой судебной практики.
Аналогичные сведения о выявленных методологических вопросах будут ежеквартально подавать в Управление налогообложения юридических лиц ФНС России также и межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам (абз. 2 п. 17 и п. 20 Порядка). Со стороны непонятно, зачем это нужно делать. Ведь указанные инспекции и так отправляют проекты актов проверок, в ходе которых были выявлены спорные вопросы, непосредственно в это Управление. Возможно, такое дублирование необходимо для внутренней аналитики и отчетности.
Конечно, налогоплательщикам также было бы полезно знать, какие именно вопросы, по мнению налоговиков, действительно являются спорными и по каким они планируют выработать единую методологическую точку зрения. Но, к сожалению, эти сведения вряд ли станут доступными для всех заинтересованных лиц.
Региональные УФНС не вправе давать разъяснения
по вопросам соблюдения налоговых процедур
и противодействия созданию фирм-"однодневок"
ФНС России указала, что отделы налогообложения юридических лиц региональных УФНС не вправе разъяснять методологические вопросы, находящиеся вне их компетенции (Письмо от 18.10.2013 N ЕД-4-3/18669). В числе таких вопросов ведомство, в частности, назвало:
- соблюдение налоговых процедур;
- правильность оформления документов, образующихся в деятельности налоговых органов;
- организацию проверок с участием сотрудников органов внутренних дел;
- противодействие созданию фирм-"однодневок" и их использованию для незаконного обналичивания денежных средств.
Таким образом, налогоплательщики вправе не принимать во внимание письма региональных УФНС, содержащие разъяснения по перечисленным вопросам. Никаких санкций за невыполнение подобных разъяснений налоговики к ним применить не могут.
Е.В.Вайтман
Эксперт журнала
"Российский налоговый курьер"
Подписано в печать
14.11.2013