"Снижена ответственность за налоговые преступления". Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения, 2010, N 2
Можно констатировать, что налоговое давление на бизнес нет-нет да и снижается. В последнее время, правда, это касается в большей степени налогового администрирования. Так, в последние дни 2009 г. принят Федеральный закон N 383-ФЗ <1>. Следует признать, что он действительно заметно уменьшает риск подвергнуться уголовному преследованию в связи с нарушениями в налоговой сфере.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 29.12.2009 N 383-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Законодатели пошли на данное смягчение, признав сложность и громоздкость российской налоговой системы и вероятность того, что нарушений, связанных с ошибками при исчислении налогов, избежать крайне сложно. Признано также наличие противоречий в решениях правоприменительных органов и судов.
По мнению законодателей, юридическая ответственность не должна превращаться в расправу с налогоплательщиками, а должна способствовать исправлению правонарушителей и тем самым сохранению объема доходов бюджетной системы. Для этого и приняты соответствующие поправки к законодательным актам, о которых мы расскажем ниже.
В прошлом номере журнала мы уже информировали наших читателей о работе законодателей над данными поправками <2>. К тому моменту Закон был принят в первом чтении, однако депутаты, учитывая большую важность рассматриваемого вопроса, подвергли его значительной доработке, в том числе в части изменения пределов ущерба бюджету, при достижении которых наступает уголовная ответственность. В связи с окончательным принятием Закона мы можем рассказать о нем подробно.
--------------------------------
<2> Статья Н.В. Шилиминой "Будущее глазами настоящего", АВБН, N 1, 2010.
Уменьшились основания для возбуждения уголовного дела
Законодатели прежде всего уточнили обязанности налоговых органов (имеется в виду п. 3 ст. 32 НК РФ). Дело в том, что "злостный" недоимщик рискует тем, что на него будет заведено уголовное дело в связи с наличием недоимки. Органы внутренних дел возбуждают такое дело с подачи налоговых органов. Достаточно всего лишь двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора).
Речь идет о физических лицах, юридические лица не могут быть привлечены к уголовной ответственности. Другое дело, что согласно п. 4 ст. 108 НК РФ привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ.
Примечание. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ).
Так вот, если в течение этого срока не погашен хотя бы рубль из суммы, указанной в требовании, налоговый орган обязан передать соответствующие сведения в органы внутренних дел в течение 10 дней со дня, когда ему станет известно о таком нарушении, то есть неполном погашении недоимки. Уточним, что это надо сделать в том случае, если размеры недоимки, указанные в требовании, содержат признаки преступления.
Примечание. В данном случае уголовным преступлением является уклонение от уплаты налогов и (или) сборов физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений.
Уголовная ответственность предусмотрена при уклонении от уплаты налогов в определенных размерах, установленных Уголовным кодексом (об этом скажем ниже).
Новеллы в данном случае заключаются, во-первых, в том, что теперь налоговые органы должны будут передать материалы в органы внутренних дел не только когда не полностью погашена упомянутая недоимка, но и когда не погашены соответствующие ей пени и штрафы, тоже, кстати, включенные в направленное налогоплательщику требование (п. 1 ст. 1 Федерального закона N 383-ФЗ).
Во-вторых, положительное для налогоплательщиков уточнение заключается в следующем. Согласно п. п. 2 и 3 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога и сбора направляется налогоплательщику при любом факте наличия у него недоимки независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Так вот, теперь п. 3 ст. 32 НК РФ действует только в отношении тех требований, которые направлены налогоплательщику (плательщику сбора) на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. А это, конечно, подразумевает соблюдение весьма сложной процедуры, которую налоговые органы должны выполнить, прежде чем вынести решение о привлечении к налоговой ответственности (см. разд. VI НК РФ). Следовательно, у нарушителя, вольного или невольного, привлеченного к ответственности справедливо или по ошибке, появится гораздо больше возможностей избежать уголовной ответственности.
В п. 3 ст. 108 НК РФ теперь подчеркивается, что основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является именно установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу (п. 4 ст. 1 Федерального закона N 383-ФЗ).
Таким образом, новая редакция п. 3 ст. 32 НК РФ теперь исключает возможность возбуждения уголовных дел только по формальному признаку наличия недоимки без установления факта совершения правонарушения, а также устраняет обязанность налогового органа направлять материалы в органы внутренних дел при уплате лицом недоимки, пеней и штрафов в полном объеме.
При этом проявлена забота об особенно невнимательных налогоплательщиках. В п. 4 ст. 69 НК РФ добавлен новый абзац, который требует включать в требование предупреждение о том, что налоговый орган в случае неуплаты сумм недоимки, пеней и штрафов в полном объеме в установленный срок обязан направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Разумеется, это в случае, если размер недоимки, выявленный в результате налоговой проверки, позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления (п. 2 ст. 1 Федерального закона N 383-ФЗ).
Следует отметить, что порядок взаимодействия налоговиков и милиции в такой ситуации регламентируется вступившим с 27.09.2009 в силу Приказом МВД России N 495, ФНС России N ММ-7-2-347 от 30.06.2009 "Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений" <3>, в частности Приложением 3 к нему. Надо признать, что более детально там расписаны действия органов внутренних дел. О том, что должны делать налоговики после передачи материалов, касающихся физических лиц, в милицию, сказано теперь в новом п. 15.1 ст. 101 НК РФ, то есть в законодательном порядке.
--------------------------------
<3> Подробнее об особенностях применения данного Приказа мы рассказывали в статье А.Б. Сухова "Налоговая с милицией обещала прийти...", N 21, 2009.
Так, не позднее следующего дня после передачи материалов налоговики должны вынести решение о приостановлении исполнения принятых в отношении такого физического лица решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения о взыскании соответствующего налога (сбора), пеней, штрафа. Одновременно приостанавливается и течение сроков взыскания.
Однако все это возобновляется не позднее того дня, когда будет получено уведомление от органов внутренних дел об отказе в возбуждении уголовного дела или постановлении о прекращении уголовного дела, а также если по соответствующему уголовному делу будет вынесен оправдательный приговор.
Если же физическому лицу был вынесен обвинительный приговор, налоговый орган отменяет это решение в части привлечения его к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 3 ст. 1 Федерального закона N 383-ФЗ).
Обязанности органов внутренних дел (ст. 10 Закона РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции") дополнены следующим (в данную статью добавлены п. п. 34 и 35). Выявив обстоятельства, в отношении которых согласно НК РФ должны совершить определенные действия налоговые органы, в течение 10 дней они обязаны направить соответствующие материалы налоговикам. В свою очередь, о решении, принятом по материалам, полученным от налоговиков согласно п. 3 ст. 32 НК РФ, они должны сообщить фискалам не позднее дня, следующего за днем принятия соответствующего решения.
Уголовный кодекс учел инфляцию
Итак, установлены новые пределы неуплаты налогов, после которых наступает уголовная ответственность (ст. 2 Федерального закона N 383-ФЗ).
Для физических лиц уголовным преступлением в крупном размере теперь является уклонение от уплаты налогов и (или) сборов в сумме, составляющей за период в пределах трех финансовых лет подряд более 600 000 руб. (ранее 100 000), при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1 800 000 (ранее 300 000) руб. (примечание 1 к ст. 198 УК РФ). Только при достижении этих величин есть основания для возбуждения уголовного дела.
Соответственно, повышены пределы для привлечения физического лица к более строгой уголовной ответственности, наступающей при правонарушении в особо крупном размере. Таковым признается неуплата сумм налогов и (или) сборов, составляющих за период в пределах трех финансовых лет подряд более 3 млн руб. (ранее 500 000), при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающих 9 млн руб. (ранее 1 500 000).
Как мы указали, к уголовной ответственности привлекаются физические лица, в том числе и если они виновны в уклонении от уплаты налогов и (или) сборов с организации или в качестве налогового агента (ст. ст. 199, 199.1 УК РФ). Здесь также изменены пределы, после достижения которых начинается уголовная ответственность, только не в 6 раз, как в ст. 198 УК РФ, а меньше. Крупный размер - если сумма налогов и (или) сборов составляет за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2 млн руб. (ранее 500 000), при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышает 6 млн руб. (ранее - 1 500 000). Особо крупный - если сумма налогов и (или) сборов составляет за период в пределах трех финансовых лет подряд более 10 млн руб. (ранее 2 500 000), при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышает 30 млн руб. (ранее - 7 500 000).
Очень важными для налогоплательщиков являются вновь введенные п. п. 2 примечаний к ст. ст. 198 и 199 УК РФ. Согласно им уголовной ответственности можно избежать даже при достижении указанных выше сумм недоимок, но только тем, кто совершил предусмотренное ст. 198 УК РФ преступление впервые, а также при условии полной уплаты всей недоимки и соответствующих пеней и штрафов.
Правда, на этих же основаниях возможно было прекратить уголовное дело и ранее на основании ст. 28 "Прекращение уголовного дела в связи с деятельным раскаянием" УПК РФ. Однако это не носило обязательный характер, как теперь, а лишь давало данное право суду, а также следователю с согласия руководителя следственного органа или дознавателю с согласия прокурора. При этом преступление не могло предусматривать наказания более пяти лет лишения свободы (то есть средней тяжести в соответствии со ст. 15 УК РФ). В данном случае подозреваемое лицо освобождалось от ответственности, если после совершения преступления добровольно явилось с повинной, способствовало раскрытию и расследованию преступления, возместило причиненный ущерб или иным образом загладило вред, причиненный в результате преступления, и вследствие деятельного раскаяния перестало быть общественно опасным (п. 1 ст. 75 УК РФ).
Особенности расследования налоговых преступлений
В Уголовно-процессуальный кодекс добавлена также ст. 28.1 (п. 1 ст. 3 Федерального закона N 383-ФЗ). Цель этого действия - установление последовательности осуществления процессуальных действий и принятия процессуальных решений в рамках отдельного уголовного дела о преступлениях, предусмотренных "налоговыми" ст. ст. 198 - 199.1 УК РФ для реализации механизма освобождения от уголовной ответственности в случаях, предусмотренных в новых п. п. 2 примечаний к ст. ст. 198 и 199 УК РФ.
Подобные уголовные дела закрываются по общим основаниям, предусмотренным для всякого уголовного дела в ст. ст. 24 и 27 УПК РФ, а также в отличие от прочих и в случае, если до окончания предварительного следствия ущерб, причиненный бюджетной системе РФ в результате преступления, возмещен в полном объеме. В связи с этим внесены изменения и в ст. 212 УПК РФ (п. 5 ст. 3 Федерального закона N 383-ФЗ).
Примечание. В целях ст. 28.1 УПК РФ под возмещением ущерба, причиненного бюджетной системе РФ, понимается уплата в полном объеме недоимки в размере, установленном налоговым органом в решении о привлечении к ответственности, вступившем в силу, соответствующих пеней, штрафов в размере, определяемом согласно НК РФ.
Пункт 1 ст. 108 УПК РФ предусматривает в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения, заключение под стражу. Однако под стражу могут взять даже в том случае, когда за преступление предусмотрено и более мягкое наказание, если имеется одно из следующих обстоятельств:
1) подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории РФ;
2) его личность не установлена;
3) им нарушена ранее избранная мера пресечения;
4) он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.
Теперь ст. 108 УПК РФ дополнена п. 1.1 - специально для ст. ст. 198 - 199.2 УК РФ. Она указывает, что при отсутствии названных выше четырех обстоятельств подозреваемый или обвиняемый по этим статьям не может быть заключен под стражу даже при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения (п. 3 ст. 3 Федерального закона N 383-ФЗ).
Также внесены изменения в ст. 90 УПК РФ. В ней говорится о преюдиции, под которой понимается обязанность органов предварительного расследования и суда, рассматривающих дело, принять как установленные, без проверки и рассмотрения доказательств, обстоятельства, признанные вступившим в законную силу судебным решением по другому делу. В прежней редакции данной статьи суды имели возможность сомневаться в истинности приговора, вынесенного другим судом.
Теперь суд так же, как раньше и прокурор, следователь, дознаватель, должен принимать без дополнительной проверки обстоятельства, установленные другим судом. Причем это касается уже не только приговоров, но и иных вступивших в законную силу (например, об отказе в возбуждении уголовного дела и т.п.) решений суда, принятых в рамках гражданского, арбитражного или административного судопроизводства (п. 2 ст. 3 Федерального закона N 383-ФЗ).
Следует также обратить внимание на то, что уголовные дела по налоговым преступлениям теперь будут рассматривать следователи не органов внутренних дел, как это было раньше, а Следственного комитета при прокуратуре РФ. Изменены пп. "а" п. 1 и п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК РФ (п. 4 ст. 3 Федерального закона N 383-ФЗ). Правда, здесь предусмотрен своеобразный переходный период. Данное положение вступает в силу с 01.01.2011. В течение 2010 г. все новые уголовные дела будут по-прежнему возбуждаться органами внутренних дел. Они же и будут вести такие дела и после 01.01.2011. А вот новые уголовные дела, то есть возбужденные после 01.01.2011, окажутся в ведении Следственного комитета.
М.В.Подкопаев
Редактор журнала
"Актуальные вопросы бухгалтерского учета
и налогообложения"
Подписано в печать
18.01.2010