Рейтинг наиболее важных дел, которые бухгалтеру нужно сделать в конце 2013 года и начале 2014-го

Главная  / Налоговая безопасность / Бухгалтерский учет / Рейтинг наиболее важных дел, которые бухгалтеру нужно сделать в конце 2013 года и начале 2014-го

 Рейтинг наиболее важных дел, которые бухгалтеру нужно сделать в конце 2013 года и начале 2014-го (Вайтман Е.В.)

("Российский налоговый курьер", 2013, N 24)

Хотя уже чувствуется приближение новогодних праздников, бухгалтерам расслабляться еще рано. Именно в конце декабря им, помимо текущей работы, предстоит обновить учетную политику, провести инвентаризацию и сверку с партнерами, выявить и списать просроченную задолженность.

Практика показывает, что для бухгалтерии конец и начало календарного года - такая же напряженная пора, как и периоды подготовки квартальной или годовой отчетности. Редакция журнала составила примерный перечень таких дел и попросила практикующих налоговых специалистов и аудиторов (список экспертов приведен во врезке ниже) проранжировать их в порядке важности для организаций. По итогам опроса мы подсчитали средний балл и определили те мероприятия, которые необходимо проделать в большинстве компаний, независимо от их размера и видов деятельности. Результаты балльной оценки экспертов представлены в виде гистограммы на с. 57.

По результатам опроса экспертов: рейтинг наиболее

важных дел, которые бухгалтеру необходимо сделать

в конце 2013 г. и начале 2014-го

11,4 балла

 Оценить

 целесообразность

изменении

учетной политики

 на 2014 г. и при

необходимости

 не позднее

31 декабря

2013 г. оформить

эти поправки

Провести

инвентаризацию

имущества и

обязательств

компании

11,3 балла

по состоянию

на 31 декабря

2013 г. и

грамотно

оформить ее

результаты

По состоянию

на 31 декабря

2013 г. выявить

просроченную

9,6 балла

дебиторскую и

кредиторскую

задолженность и

списать ее

в учете

Если в налоговом

учете

сформированы

резервы 

провести их

 8,7 балла

инвентаризацию

на 31 декабря

2013 г. и

решить,

создавать ли

резервы на

2014 г.

Если у компании

создано

несколько

обособленных

подразделений

в одном субъекте

РФ - уведомить

6,6 балла

инспекцию

о выборе того

из них, через

которое

уплачивается

налог на прибыль

в областной

бюджет

Рассчитать

окончательные

размеры лимитов

6,4 балла

за 2013 г.

по расходам,

нормируемым для

целей

налогообложения

При наличии

неоприходованных

ОС,

предназначенных

для

использования

в условиях

6,3 балла

агрессивной

среды или

повышенной

сменности,

принять их на

учет не позднее

31 декабря

2013 г.

Если компания

применяет УСН -

решить, менять

или нет объект

налогообложения,

6,1 балла

и в случае

изменения

уведомить об

этом инспекцию

до 31 декабря

2013 г.

Не позднее

20 января

2014 г.

подать

5,1 балла

в инспекцию

сведения о

среднесписочной

численности

работников

за 2013 г.

Проверить

налоговый статус

работников для

целей исчисления

 5 баллов

НДФЛ и при

необходимости

пересчитать этот

налог по

соответствующей

ставке

Решить, менять

или нет порядок

уплаты авансов

по налогу на

4,7 балла

прибыль, и в

случае изменения

уведомить

инспекцию

не позднее 31

декабря 2013 г.

Не позднее

31 января

2014 г.

уведомить

инспекцию обо

 4,4 балла

всех случаях,

 когда

организация при

выплате дохода

физическому лицу

не смогла

удержать НДФЛ

Решить, нужно ли

пересматривать

лимит кассы

на следующий

4,1 балла

год, и в случае

необходимости не

позднее 31

декабря 2013 г.

утвердить новый

размер лимита

Не позднее 17

декабря 2013 г.

 3 балла

утвердить график

отпусков

сотрудников

на 2014 г.

Оценить

необходимость и

налоговые

 2,9 балла

последствия

проведения

переоценки

основных средств

12         10         8          6          4          2          0

Кроме того, с помощью экспертов мы подготовили краткие памятки о том, что конкретно предстоит сделать бухгалтеру, в какой срок и на какие спорные моменты следует при этом обратить внимание. Также мы обозначили возможные негативные последствия, а по тем мероприятиям, за непроведение которых законодательством установлены санкции, рассказали еще и о возможных штрафах.

1. Оценить целесообразность изменения учетной политики

на 2014 год и при необходимости не позднее

31 декабря 2013 года оформить эти поправки

Большинство из опрошенных нами экспертов считает, что самая главная задача бухгалтерии на стыке календарных лет - это определиться с учетной политикой на следующий год. Наталья Карабашева, генеральный директор ООО "Расчет", напомнила, что учетная политика для целей бухгалтерского учета применяется последовательно из года в год с момента создания организации (п. 5 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", далее - Закон о бухучете). Внесение в нее поправок возможно лишь в случаях изменения законодательства о бухучете, существенного изменения условий деятельности компании либо в связи с разработкой или выбором нового способа ведения бухучета, применение которого приведет к повышению качества бухгалтерской информации (п. 6 ст. 8 Закона о бухучете и п. 10 ПБУ 1/2008).

Учетную политику для целей налогообложения организация вправе корректировать лишь в случаях изменения законодательства о налогах и сборах, смены применяемых методов учета, появления у организации новых видов деятельности либо смены объекта налогообложения (абз. 6 и 7 ст. 313 НК РФ).

Таким образом, при наличии хотя бы одного из перечисленных обстоятельств бухгалтерии необходимо будет внести изменения в действующую учетную политику. Их можно оформить в виде приложения к учетной политике (например, в отношении правил учета новых видов деятельности) либо утвердить новую учетную политику, которую компания начнет применять с 1 января 2014 г. В любом случае соответствующий документ следует утвердить у руководителя организации не позднее 31 декабря 2013 г. (абз. 6 ст. 313 НК РФ и п. 9 ПБУ 1/2008).

Денис Колесников, начальник отдела налогового учета энергетической компании, порекомендовал не включать в учетную политику те нормы, которые не предоставляют организации возможности выбора. Ведь простое копирование всех ключевых положений НК РФ, Закона о бухучете и ПБУ всего лишь раздувает объем учетной политики и при этом снижает ее ценность. Наоборот, максимум внимания целесообразно уделить сложным вопросам, по которым действующее законодательство предусматривает возможность выбора методов учета.

2. Провести инвентаризацию имущества

и обязательств компании по состоянию

на 31 декабря 2013 года и грамотно оформить ее результаты

Вторым по важности мероприятием, которое бухгалтерии необходимо выполнить на стыке календарных лет, эксперты посчитали инвентаризацию активов и обязательств организации. Виталий Сазанский, член Палаты налоговых консультантов РФ, советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса, отметил, что непосредственно в Законе о бухучете не названы случаи, когда компания обязана провести инвентаризацию. Эти случаи теперь должны быть установлены законодательством РФ, федеральными или отраслевыми стандартами (п. 3 ст. 11 Закона о бухучете).

Однако до утверждения указанных стандартов применяются правила ведения бухучета и составления бухгалтерской отчетности, действовавшие до 2013 г. (п. 1 ст. 30 Закона о бухучете). Следовательно, проведение инвентаризации по-прежнему обязательно перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, и разд. II Приложения к Письму Минфина России от 09.01.2013 N 07-02-18/01). Отметим, что инвентаризацию по итогам года необходимо провести по состоянию на конец дня 31 декабря, то есть включительно по этот день.

Читайте на e.rnk.ru. Как оформить результаты инвентаризации

Порядок проведения инвентаризации и документального оформления ее итогов регламентирован Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49). По результатам инвентаризации составляется инвентаризационная опись в двух экземплярах, один из которых передается в бухгалтерию для составления сличительной ведомости, а второй остается у материально ответственного лица, отвечающего за сохранность ценностей.

Неверное заполнение инвентаризационной описи может не только свести на нет пользу от проведения инвентаризации, но еще и привести к негативным налоговым последствиям. Подробнее о грамотном оформлении этого документа читайте на сайте e.rnk.ru в статье "Какие реквизиты инвентаризационной описи обезопасят компанию от претензий налоговиков" // РНК, 2013, N 9.

После того как бухгалтерия сверила итоги инвентаризации с данными бухучета и составила сличительные ведомости, оформляется итоговая ведомость (например, по форме N ИНВ-26). В ней отражают выявленные излишки, недостачи и способ их отражения в учете.

Наталья Шамонова, аудитор ООО "Группа Финансы", обратила внимание на то, что инвентаризацию основных средств можно проводить не каждый год, а лишь один раз в три года. Проверять наличие библиотечных фондов можно вообще раз в пять лет. В организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, допускается проведение инвентаризации товаров, сырья и материалов в период их наименьших остатков (п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ). Кроме того, организация вправе повторно не проводить инвентаризацию имущества, если его наличие уже было проверено 1 октября отчетного года или позднее.

Вместе с тем инвентаризация необходима не только для обеспечения достоверности данных бухучета и бухгалтерской отчетности. Наталья Карабашева подчеркнула, что несвоевременно проведенная инвентаризация может привести к некорректному расчету налогов, прежде всего налога на прибыль. Ведь в ходе инвентаризации организация может обнаружить излишки товаров, материалов или других активов. Стоимость этих активов она обязана включить во внереализационные доходы, учитываемые при расчете налога на прибыль (п. п. 13 и 20 ст. 250 НК РФ).

Кроме того, инвентаризация обязательств, которая обычно проводится путем подписания с контрагентами актов сверки, позволяет выявить просроченную дебиторскую и кредиторскую задолженность, подлежащую списанию в учете в связи с истечением срока исковой давности. Следовательно, несвоевременное обнаружение такой задолженности приводит к искажению размеров внереализационных доходов и расходов организации и может повлечь доначисление налога на прибыль, пеней и штрафа (п. 18 ст. 250 и пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ).

3. По состоянию на 31 декабря 2013 года выявить

просроченную дебиторскую и кредиторскую задолженность

и списать ее в учете

Срок исковой давности составляет три года (п. 1 ст. 196 ГК РФ). Однако согласно поправкам в Гражданский кодекс, которые вступили в силу с 1 сентября 2013 г., этот срок теперь не может превышать 10 лет со дня нарушения права, для защиты которого он был установлен (п. 2 ст. 196 ГК РФ). Таким образом, в налоговом и бухгалтерском учете организаций не должно остаться дебиторской и кредиторской задолженности, возникшей более 10 лет назад.

Татьяна Кузнецова, налоговый консультант ЗАО "Национальная аудиторская компания", член Палаты налоговых консультантов РФ, пояснила, что суммы кредиторской задолженности с истекшим сроком давности организация включает во внереализационные доходы, а суммы просроченной дебиторской задолженности - во внереализационные расходы (п. 18 ст. 250 и пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ).

Однако дата признания указанных доходов и расходов в налоговом учете ст. ст. 271 и 272 НК РФ четко не установлена. Анна Бортникова, первый аудитор ООО "Бетроен", отметила, что, по мнению Минфина России, доход в виде просроченной кредиторской или безнадежной дебиторской задолженности следует признавать в налоговом учете в последний день того отчетного периода, в котором истек срок ее исковой давности (Письмо от 28.01.2013 N 03-03-06/1/38). Аналогичного мнения придерживается и большинство судов (Постановления Президиума ВАС РФ от 15.06.2010 N 1574/10 и от 08.06.2010 N 17462/09, ФАС Восточно-Сибирского от 10.09.2013 N А58-5518/2012 и Московского от 30.05.2013 N А41-36041/12 округов).

Впрочем, есть примеры судебных решений, в которых арбитры посчитали, что налогоплательщик вправе самостоятельно выбрать налоговый период, в котором он будет отражать внереализационные доходы или расходы от списания просроченных долгов. Главное, чтобы этот период был после того, как истек срок исковой давности по соответствующему обязательству (Постановления ФАС Московского от 30.11.2012 N А40-77244/11-129-330 и Поволжского от 15.07.2009 N А55-17802/2008 округов).

Татьяна Кузнецова также добавила, что просроченная кредиторская или дебиторская задолженность списывается по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа либо распоряжения руководителя организации. А Наталья Карабашева напомнила, что в бухучете списанную дебиторскую задолженность в течение пяти лет следует отражать за балансом на счете 007 для возможности ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.

4. Если в налоговом учете сформированы резервы -

провести их инвентаризацию на 31 декабря 2013 года

и решить, создавать ли резервы на 2014 год

Организациям, которые создали в налоговом учете те или иные резервы на 2013 г., необходимо проверить остатки этих резервов на конец года. Как показывает практика, чаще всего компании формируют резервы по сомнительным долгам, а также различные резервы предстоящих расходов, в частности, на ремонт, оплату отпусков, выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет (ст. ст. 266, 324 и 324.1 НК РФ). Остальные виды резервов, например по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию, на социальную защиту инвалидов или на НИОКР, встречаются намного реже (ст. ст. 267, 267.1 и 267.2 НК РФ).

Наталья Карабашева на примере резерва по сомнительным долгам пояснила, что конкретно необходимо сделать бухгалтеру. Прежде всего по состоянию на конец дня 31 декабря 2013 г. следует сравнить размер безнадежных долгов, которые в течение 2013 г. были списаны за счет резерва, и сумму отчислений в резерв. Если сумма резерва превысила размер списанных за его счет долгов, остаток резерва организация может перенести на следующий год (п. 5 ст. 266 НК РФ). Если же резерва не хватило для покрытия всех безнадежных долгов, полученная разница признается убытком компании, который она включает во внереализационные расходы (пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ).

С начала любого календарного года организация вправе отказаться от формирования резервов в налоговом учете. Так, если она не будет создавать резерв по сомнительным долгам на 2014 г., остаток неиспользованного резерва необходимо включить во внереализационные доходы 2013 г. (п. 7 ст. 250 НК РФ).

5. Если у компании создано несколько

обособленных подразделений в одном субъекте РФ -

уведомить инспекцию о выборе того из них, через которое

уплачивается налог на прибыль в областной бюджет

Компании, имеющие обособленные подразделения, уплачивают налог на прибыль следующим образом: часть налога, причитающуюся в федеральный бюджет, платит головная организация, а региональную его часть каждое подразделение должно само вносить в бюджет по своему субъекту РФ (п. п. 1 и 2 ст. 288 НК РФ). Однако, если у компании в одном субъекте РФ создано несколько обособленных подразделений, она может упростить уплату налога на прибыль в региональный бюджет. Для этого организация вправе назначить одно ответственное подразделение, которое и будет перечислять налог на прибыль в региональный бюджет за все работающие в этом регионе обособленные подразделения (абз. 2 п. 2 ст. 288 НК РФ).

Татьяна Кузнецова отметила, что до 31 декабря 2013 г. организация может выбрать или поменять подразделение, ответственное за уплату налога на прибыль в региональный бюджет. О сделанном выборе необходимо уведомить инспекцию не позднее 30 декабря 2013 г. по форме, рекомендованной налоговиками (Письмо ФНС России от 30.12.2008 N ШС-6-3/986).

Уведомления представляются в налоговый орган в случае, если налогоплательщик изменил порядок уплаты налога, у него изменилось количество обособленных подразделений на территории конкретного субъекта РФ или произошли другие изменения, влияющие на порядок уплаты налога (абз. 2 п. 2 ст. 288 НК РФ).

6. Рассчитать окончательные размеры лимитов за 2013 год

по расходам, нормируемым для целей налогообложения

Предельная величина некоторых расходов на рекламу, которую организация вправе признать в налоговом учете, зависит от размера выручки от реализации (п. 4 ст. 264 НК РФ). Представительские расходы, а также расходы на добровольное медицинское или личное страхование работников, возмещение им процентов по ипотечным кредитам, страхование жизни и некоторые другие расходы нормируются пропорционально фонду оплаты труда (п. п. 16 и 24.1 ст. 255, пп. 48.2 п. 1 и п. 2 ст. 264 НК РФ). Причем этот норматив рассчитывается нарастающим итогом с начала налогового периода (п. 3 ст. 318 НК РФ).

Анна Бортникова пояснила, что перечисленные расходы, которые оказались сверхнормативными по итогам 9 месяцев 2013 г. и поэтому не были учтены при расчете налога на прибыль за этот отчетный период, могут вписаться в сумму норматива, рассчитанную по окончании 2013 г. Следовательно, организация все-таки сможет их признать в налоговом учете, хотя и немного позднее.

Минфин России также подтвердил, что сверхнормативные расходы, не учтенные компанией при исчислении налога на прибыль в одном отчетном периоде, могут быть учтены в последующих отчетных периодах того же календарного года (Письмо от 06.11.2009 N 03-07-11/285).

Денис Колесников посоветовал после подсчета окончательных размеров лимитов по нормируемым расходам проконтролировать еще и сумму вычетов НДС по этим расходам (см. врезку на с. 61). Ведь НДС по нормируемым расходам принимается к вычету также в пределах суммы, признанной в налоговом учете (п. 7 ст. 171 НК РФ). Даже Минфин России не против вычета НДС по сверхнормативным расходам, если впоследствии организация признала эти расходы в пределах норматива (Письмо от 06.11.2009 N 03-07-11/285). Самое лучшее время для такого анализа - именно конец года, когда уже все необходимые для этого показатели отражены в учете.

Читайте на e.rnk.ru. Еще больше полезных материалов

Подробнее об отражении в налоговом учете конкретных видов нормируемых расходов и о вычете НДС по ним читайте на сайте e.rnk.ru в статьях "Налоговый учет каких нормируемых расходов чаще всего вызывает споры с контролерами" // РНК, 2013, N 12 и "Спорные вопросы по вычету "входного" НДС по расходам, нормируемым в налоговом учете" // РНК, 2013, N 8.

7. При наличии неоприходованных ОС, предназначенных

для использования в условиях агрессивной среды

или повышенной сменности, принять их на учет

не позднее 31 декабря 2013 года

Наталья Шамонова напомнила, что организациям, оборудование которых используется в условиях агрессивной среды или повышенной сменности, очень важно успеть оприходовать такие объекты до 1 января 2014 г. Если этого не сделать, компания просто не сможет начислять амортизацию вновь вводимых основных средств с учетом повышающего коэффициента. Дело в том, что норму амортизации можно увеличить на такой коэффициент только по тем амортизируемым основным средствам, которые были приняты на учет до 1 января 2014 г. (абз. 5 пп. 1 п. 1 ст. 259.3 НК РФ).

Значит, если компания по каким-то причинам не сможет в 2013 г. принять на учет уже приобретенное ею основное средство, предназначенное для использования в условиях агрессивной среды или повышенной сменности, она будет начислять по нему амортизацию в обычном порядке, то есть без учета повышающего коэффициента. Аналогичный вывод следует из Письма Минфина России от 14.01.2013 N 03-03-05/1. По тем объектам основных средств, которые были оприходованы до 1 января 2014 г., она продолжит применять повышающий коэффициент до полной их амортизации.

8. Если компания применяет УСН - решить, менять или нет

объект налогообложения, и в случае изменения уведомить

об этом инспекцию до 31 декабря 2013 года

"Упрощенцы" вправе ежегодно менять объект налогообложения, то есть выбирать между объектом "доходы" и объектом "доходы минус расходы" (п. 2 ст. 346.14 НК РФ). Правда, сделать это можно только с начала года. Анастасия Вейнберг, главный юрисконсульт ООО "АВЕПИКО", отметила, что налогоплательщик, решивший с 2014 г. сменить объект налогообложения, должен до 31 декабря 2013 г. уведомить об этом свою инспекцию. Для этого необходимо лично подать уведомление по рекомендованной форме N 26.2-6 (утв. Приказом ФНС России от 02.11.2012 N ММВ-7-3/829@) либо представить его по телекоммуникационным каналам связи в электронном формате (утв. Приказом ФНС России от 16.11.2012 N ММВ-7-6/878@).

Впрочем, ФНС России указала, что, поскольку утвержденная форма уведомления является рекомендованной, "упрощенец" может направить уведомление в налоговый орган о смене объекта налогообложения в произвольной форме (Письмо от 15.04.2013 N ЕД-2-3/261). Поэтому отправка в инспекцию произвольно составленного уведомления в установленный срок признается исполнением им обязанности, предусмотренной п. 2 ст. 346.14 НК РФ.

Вместе с тем суды нередко приходят к выводу, что даже при нарушении сроков подачи такого уведомления налоговики не вправе отказать "упрощенцу" в смене объекта налогообложения с начала нового года (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 31.10.2012 N А19-6469/2012). Ведь установленный срок не является пресекательным.

Однако Виталий Сазанский пояснил, что в период, рассмотренный в этом деле, для подачи уведомления об изменении объекта налогообложения был установлен другой срок. Тогда уведомление нужно было представить в инспекцию до 20 декабря, организация же подала его 20 декабря, то есть на один день позже, но все равно до 1 января года, в котором планировала сменить объект налогообложения. Поэтому Виталий Сазанский порекомендовал "упрощенцам", которые опоздали с направлением уведомления, не менять объект налогообложения до следующего года. Тем более что в течение календарного года налогоплательщик не может поменять объект налогообложения (п. 2 ст. 346.14 НК РФ).

9. Не позднее 20 января 2014 года подать в инспекцию

сведения о среднесписочной численности работников

за 2013 год

Организации и индивидуальные предприниматели обязаны ежегодно не позднее 20 января подавать в инспекцию сведения о среднесписочной численности работников за прошедший календарный год (абз. 3 п. 3 ст. 80 НК РФ). Форма для их представления утверждена Приказом ФНС России от 29.03.2007 N ММ-3-25/174@. Рекомендации по ее заполнению приведены в Письме ФНС России от 26.04.2007 N ЧД-6-25/353@.

Анна Бортникова отметила, что эта информация необходима налоговикам, так как от среднесписочной численности работников зависит порядок сдачи отчетности работодателем. Так, если среднесписочная численность персонала за 2013 г. превысила 100 человек, в 2014 г. организация обязана будет представлять все декларации и расчеты исключительно в электронной форме (абз. 2 п. 3 ст. 80 НК РФ).

За непредставление сведений о среднесписочной численности работников в установленный срок компанию могут оштрафовать на 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ). Кроме того, ее должностных лиц могут привлечь к административной ответственности в виде штрафа в размере от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ). Правомерность обоих штрафов подтверждает Минфин России (Письмо от 07.06.2011 N 03-02-07/1-179). Суммы, конечно, небольшие, но, по мнению Анны Бортниковой, лучше лишний раз не привлекать к себе внимание и поэтому подать необходимые сведения за 2013 г. не позднее 20 января 2014 г.

Анастасия Вейнберг добавила, что сведения о среднесписочной численности необходимо представлять в инспекцию, даже если у организации нет наемных работников (Письмо Минфина России от 17.07.2012 N 03-02-07/1-178). В отношении предпринимателей недавно в НК РФ была внесена поправка, согласно которой сведения о численности обязаны подавать только те из них, кто в истекшем году привлекал наемных работников (абз. 3 п. 3 ст. 80 НК РФ).

10. Проверить налоговый статус работников

для целей исчисления НДФЛ и при необходимости

пересчитать этот налог по соответствующей ставке

Если в компании есть иностранные работники, а также сотрудники, часто выезжающие за пределы Российской Федерации, бухгалтерии по окончании 2013 г. следует подсчитать, сколько дней в течение этого года они находились на территории России и исходя из этих сведений установить, являются они налоговыми резидентами РФ или нет. Впрочем, налоговый статус работников безопаснее определять ежемесячно, то есть на каждую дату выплаты дохода (Письма Минфина России от 05.04.2012 N 03-04-05/6-444, от 14.07.2011 N N 03-04-06/6-169 и 03-04-06/6-170).

Виталий Сазанский посоветовал брать необходимые для расчета сведения из табеля учета рабочего времени, заграничных и иностранных паспортов, содержащих отметки органов пограничного контроля о пересечении границы РФ, квитанций о проживании в гостинице и других аналогичных документов (Письма Минфина России от 28.09.2011 N 03-04-06/6-240 и ФНС России от 22.07.2011 N ЕД-4-3/11900@).

Если по состоянию на 31 декабря 2013 г. станет ясно, что у работника изменился его налоговый статус, организации придется пересчитать НДФЛ за весь 2013 г. Допустим, сотрудник потерял статус налогового резидента РФ. В этом случае работодателю придется пересчитать НДФЛ по ставке 30% в отношении всех доходов, выплаченных с начала года (п. 3 ст. 224 НК РФ и Письмо Минфина России от 05.04.2012 N 03-04-05/6-444).

Анастасия Вейнберг отметила, что, если об утрате работником статуса налогового резидента РФ организация узнала только в декабре 2013 г., она вряд ли успеет удержать из его доходов всю доначисленную сумму НДФЛ. Ведь общая сумма удержаний из зарплаты не должна превышать 50% от суммы выплаты (ст. 138 ТК РФ). Значит, не позднее 31 января 2014 г. компания обязана будет письменно уведомить свою инспекцию и самого работника о том, что не смогла удержать у него определенную сумму НДФЛ (п. 5 ст. 226 НК РФ). Об этом необходимо будет проинформировать налоговиков и в других случаях (см. врезку на с. 62).

Обратите внимание! О чем еще нужно не забыть

Помимо перечисленных уже дел, необходимо также не позднее 17 декабря 2013 г. утвердить график отпусков сотрудников на 2014 г. (ст. 123 ТК РФ). Из-за отсутствия такого графика руководителя организации могут оштрафовать на сумму от 1000 до 5000 руб., а саму компанию - на сумму от 30 000 до 50 000 руб. либо приостановить ее деятельность на срок до 90 суток (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).

Кроме того, целесообразно уделить внимание следующим важным мероприятиям:

- оценить необходимость и налоговые последствия проведения переоценки основных средств;

- решить, нужно ли пересматривать лимит кассы на следующий год, и в случае необходимости не позднее 31 декабря 2013 г. утвердить новый размер лимита. Отметим, что начиная с 2012 г. величину этого лимита каждая организация определяет и устанавливает самостоятельно. Лимит кассы больше не нужно согласовывать с обслуживающим банком (п. 1.2 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории РФ, утв. Банком России 12.10.2011 N 373-П);

- если организация является малым предприятием, проверить, не утрачен ли этот статус по итогам 2013 г.;

- провести сверку с инспекцией по налоговым платежам, а при наличии переплаты написать заявление о зачете или возврате денежных средств из бюджета;

- рассчитать налоговую нагрузку за 2013 г., сопоставить ее с показателями прошлых лет и спланировать бюджет по уплате налогов на 2014 г.;

- не позднее 31 января 2014 г. уведомить инспекцию обо всех случаях, когда организация при выплате дохода физическому лицу не смогла удержать у него НДФЛ (п. 5 ст. 226 НК РФ).

Некоторые эксперты также советуют главному бухгалтеру проконтролировать знания работников бухгалтерии в части изменений законодательства с 2014 г.

Наоборот, если в декабре 2013 г. работник стал налоговым резидентом РФ, организация пересчитывает ему НДФЛ по ставке 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ). В принципе налог, исчисленный по ставке 30%, работодатель вправе зачесть в счет уплаты налога, рассчитанного по ставке 13% (Письма Минфина России от 16.04.2012 N 03-04-06/6-113, ФНС России от 21.09.2011 N ЕД-4-3/15413@ и от 05.09.2011 N ЕД-2-3/738@). Однако в декабре, то есть в конце года, это уже не имеет смысла.

Чтобы получить разницу, образовавшуюся в результате перерасчета налога, работнику в 2014 г. придется обратиться в инспекцию по месту жительства или пребывания в РФ. Дело в том, что начиная с 1 января 2011 г. работодатели не занимаются возвратом сумм НДФЛ, которые были излишне удержаны в связи с приобретением работником статуса налогового резидента РФ (п. 1.1 ст. 231 НК РФ, Письма Минфина России от 16.01.2013 N 03-04-06/4-11 и от 05.04.2012 N 03-04-05/6-443).

11. Решить, менять или нет порядок уплаты авансов

по налогу на прибыль, и в случае изменения

уведомить инспекцию не позднее 31 декабря 2013 года

Если выручка налогоплательщика за четыре предыдущих квартала превысила 40 млн руб., он вправе выбрать, как будет в дальнейшем уплачивать авансовые платежи по налогу на прибыль. Компания может продолжать платить их в обычном режиме либо вправе перейти на уплату авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли (абз. 7 п. 2 ст. 286 НК РФ).

Денис Колесников отметил, что уплата авансовых платежей исходя из фактической прибыли выгодна организациям, у которых выручка поступает нестабильно, особенно если падение выручки приходится на летний период. Ведь если бы она платила авансовые платежи в общем порядке, то летом и в начале осени ей бы пришлось вносить значительные суммы авансовых платежей, рассчитанные исходя из прибыли предыдущих периодов и поэтому не учитывающие возникновение убытков в летний сезон.

Наталья Карабашева также подчеркнула, что перед принятием решения об изменении порядка уплаты авансовых платежей следует проанализировать, как в течение года у организации распределяется прибыль. Если основная доля прибыли приходится на II квартал или в особенности на III квартал, то, по ее мнению, компании целесообразно перейти на уплату авансовых платежей исходя из фактической прибыли. Связано это с тем, что по результатам III квартала рассчитывается размер авансовых платежей не только на IV квартал текущего года, но еще и на I квартал следующего года (абз. 3 и 5 п. 2 ст. 286 НК РФ). Если же основная доля прибыли приходится на I или IV квартал, нет необходимости менять порядок уплаты авансовых платежей.

Чтобы с 2014 г. перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли, организации необходимо не позднее 31 декабря 2013 г. уведомить об этом решении инспекцию (абз. 8 п. 2 ст. 286 НК РФ). Поскольку специальная форма такого уведомления до сих пор не утверждена, компания вправе составить его в произвольной письменной форме. Однако следует учитывать, что в течение календарного года нельзя снова изменить систему уплаты авансовых платежей. Значит, вернуться к прежнему порядку компания сможет только с 2015 г.

Эксперты. Благодарим за содействие в подготовке материала

Анну Бортникову, первого аудитора ООО "Бетроен";

Анастасию Вейнберг, главного юрисконсульта ООО "АВЕПИКО";

Наталью Карабашеву, генерального директора ООО "Расчет";

Дениса Колесникова, начальника отдела налогового учета энергетической компании;

Татьяну Кузнецову, налогового консультанта ЗАО "Национальная аудиторская компания", члена Палаты налоговых консультантов РФ;

Виталия Сазанского, члена Палаты налоговых консультантов РФ, советника государственной гражданской службы РФ 2-го класса;

Наталью Шамонову, аудитора ООО "Группа Финансы".

Е.В.Вайтман

Эксперт журнала

"Российский налоговый курьер"

Подписано в печать

28.11.2013

© 2002-2024 Консалтинговая группа "Ареопаг"
Разработка сайтов Мегагрупп
Контакты

г. Новосибирск, ул. Демьяна Бедного, д. 57, офис 24
Тел : 291-25-81
E-mail: info@areopag2002.ru
Схема проезда