"Аудитор", 2015, N 10
РЕОРГАНИЗАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В ФОРМЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ
Статья представляет собой "пошаговую инструкцию" процесса реорганизации для юридических лиц, принявших решение об изменении своей организационно-правовой формы, и рассказывает об основных правовых нюансах и особенностях формирования показателей передаточного акта, заключительной бухгалтерской отчетности реорганизуемой организации, а также вступительного бухгалтерского баланса организации, возникающей в результате преобразования.
Преобразование - это процесс реорганизации юридического лица, в результате которого изменяется организационно-правовая форма последнего. Отличительной особенностью этой формы реорганизации является наличие одного правопреемника, к которому в порядке универсального правопреемства в соответствии с передаточным актом переходят все права и обязанности одного правопредшественника.
Причины преобразования организаций следующие:
- привлечение дополнительных инвестиций с целью повышения эффективности осуществления финансово-хозяйственной деятельности;
- решение собственника (собственников) о проведении реорганизации в форме преобразования;
- изменение названия (фирменного наименования) организации;
- увеличение числа учредителей (участников) общества до предельного значения, установленного законодательством (Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах");
- переориентация вида деятельности организации;
- изменение законодательства, вследствие которого осуществление хозяйственной деятельности в рамках прежней организационно-правовой формы становится невозможным;
- смена руководства организации.
Российским законодательством установлены определенные ограничения в отношении выбора новой организационно-правовой формы, зависящие от вида реорганизуемого юридического лица.
Так, в ст. 56 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" установлено, что общество с ограниченной ответственностью вправе преобразоваться в хозяйственное общество другого вида, хозяйственное товарищество или производственный кооператив.
Статья 20 Федерального закона "Об акционерных обществах" определяет, что акционерное общество вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью, производственный кооператив или некоммерческое партнерство.
Аналогичные ограничения существуют и для других организационно-правовых форм экономических субъектов. Например, в ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" оговаривается, что:
- некоммерческое партнерство вправе преобразоваться в фонд или автономную некоммерческую организацию, а также в хозяйственное общество;
- автономная некоммерческая организация вправе преобразоваться в фонд;
- частное учреждение может быть преобразовано в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество;
- ассоциация или союз вправе преобразоваться в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество, товарищество или некоммерческое партнерство.
Вне зависимости от причин проведения преобразования, регламент проведения реорганизации будет следующим.
Организация должна поставить соответствующий вопрос на общем собрании учредителей (участников) и зафиксировать результаты голосования в протоколе. При вынесении одобрительного постановления необходимо оформить решение о преобразовании.
Для акционерных обществ этот документ должен содержать:
- наименование, сведения о месте нахождения юридического лица, создаваемого путем реорганизации общества в форме преобразования;
- порядок и условия преобразования;
- порядок обмена акций общества на доли участников в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью или паи членов производственного кооператива в случае, если осуществляется преобразование общества в общество с ограниченной ответственностью или производственный кооператив, либо порядок определения состава имущества или стоимости имущества, которое при выходе или исключении из некоммерческого партнерства его члена либо при ликвидации некоммерческого партнерства вправе получить его член, являвшийся акционером общества, преобразованного в это некоммерческое партнерство;
- список членов ревизионной комиссии или указание о ревизоре создаваемого юридического лица, если в соответствии с федеральными законами уставом создаваемого юридического лица предусмотрено наличие ревизионной комиссии или ревизора и образование ревизионной комиссии или избрание ревизора отнесено к компетенции высшего органа управления создаваемого юридического лица;
- список членов коллегиального исполнительного органа создаваемого юридического лица, если в соответствии с федеральными законами уставом такого юридического лица предусмотрено наличие коллегиального исполнительного органа и его образование отнесено к компетенции высшего органа управления такого юридического лица;
- указание о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа создаваемого юридического лица;
- список членов иного органа (за исключением общего собрания участников хозяйственного общества или членов некоммерческого партнерства) создаваемого юридического лица, если в соответствии с федеральными законами уставом создаваемого юридического лица предусмотрено наличие иного органа и его образование отнесено к компетенции высшего органа управления создаваемого юридического лица;
- указание об утверждении передаточного акта с его приложением;
- указание об утверждении учредительных документов создаваемого юридического лица с приложением учредительных документов.
Если преобразованию подвергается общество с ограниченной ответственностью, решение о реорганизации в обязательном порядке должно содержать информацию:
- о порядке и условиях преобразования;
- о порядке обмена долей участников общества на акции акционерного общества, доли участников общества с дополнительной ответственностью, доли или вклады в складочный капитал хозяйственного товарищества или паи членов производственного кооператива;
- об утверждении устава создаваемого юридического лица;
- об утверждении передаточного акта.
Решение о преобразовании может также содержать данные:
- об аудиторе создаваемого путем реорганизации юридического лица;
- о сроках проведения инвентаризации имущества и обязательств;
- о способе оценки передаваемых в порядке правопреемства имущества и обязательств;
- о порядке правопреемства в связи с изменениями в имуществе и обязательствах, которые могут возникнуть после даты утверждения передаточного акта в результате текущей деятельности реорганизуемой организации;
- о порядке формирования уставного капитала, складочного капитала, уставного фонда, паевого фонда (в зависимости от организационно-правовой формы юридического лица) и его величине для отражения в учредительных документах возникшей организации;
- о направлении (распределении) чистой прибыли отчетного периода и прошлых лет реорганизуемой организации с учетом возможной необходимости ее направления на выкуп (приобретение) у акционеров акций, списание (признание с оценкой последствий) условных обязательств и др.
В соответствии с требованиями ст. 60 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о преобразовании организация обязана в письменной форме уведомить уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, - Федеральную налоговую службу (ФНС) о начале процедуры преобразования. Форма уведомления о начале процедуры реорганизации рекомендована Приказом ФНС от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств".
ФНС на основании обозначенного выше уведомления вносит в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) запись о том, что организация находится в процессе преобразования. О данном факте также необходимо уведомить всех контрагентов реорганизуемого юридического лица, для чего дважды с периодичностью раз в месяц в средствах массовой информации (в сети Интернет на официальном сайте ФНС России, в журнале "Вестник государственной регистрации") размещается информация о реорганизуемом юридическом лице, порядке преобразования и условиях заявления кредиторами своих требований. Кредиторы имеют право потребовать досрочного исполнения обязательств реорганизуемым лицом или, в случае невозможности выполнения этого требования, возмещения связанных с этим убытков. Однако необходимо помнить, что требование по погашению долгов может быть реализовано только не позднее 30 дней после размещения вторичного уведомления в СМИ о реорганизации.
Преобразование организации считается состоявшимся с момента государственной регистрации юридического лица в его новом организационно-правовом статусе, для чего в ФНС необходимо представить следующие документы:
- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (составляется по форме, приведенной в Приложении N 2 к Приказу Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@);
- два экземпляра учредительных документов юридического лица и документ, подтверждающий факт внесения соответствующей записи в государственный реестр;
- передаточный акт, который в обязательном порядке должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников;
- документ, подтверждающий уплату государственной пошлины. В безналичном порядке данная операция оформляется платежным поручением. В качестве плательщика должно быть обязательно указано реорганизуемое юридическое лицо;
- документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений для открытия индивидуального лицевого счета застрахованного лица;
- в случае если создаваемым путем реорганизации юридическим лицом является акционерное общество - документ, подтверждающий присвоение выпуску или выпускам акций государственного регистрационного номера или идентификационного номера (оформляется в соответствии с Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 09.07.2013 N 13-57/пз-н);
- в случае если реорганизуемым юридическим лицом является эмитент ценных бумаг (кроме акций) и в результате реорганизации его деятельность прекращается - документ, подтверждающий внесение изменений в решение о выпуске облигаций или иных (за исключением акций) эмиссионных ценных бумаг в части замены эмитента (оформляется в соответствии с Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 09.07.2013 N 13-56/пз-н).
После факта государственной регистрации нового юридического лица и прекращения существования его предшественника реорганизованная организация обязана произвести процедуру снятия с учета в инспекции ФНС, внебюджетных фондах, органах статистического учета. Необходимо также закрыть расчетный и валютный счета в кредитных организациях и уничтожить печать организации, которая перестала существовать. Затем экономический субъект, возникший в результате преобразования, должен изготовить новую печать, открыть новый расчетный счет, встать на учет в соответствующих государственных органах и после этого приступать к осуществлению своей финансово-хозяйственной деятельности.
Для целей бухгалтерского учета реорганизация в форме преобразования признается при наличии:
- учредительных документов организации, возникшей в результате реорганизации;
- решения учредителей или соответствующих органов, определенных законодательством Российской Федерации о реорганизации;
- передаточного акта;
- документа, подтверждающего факт внесения соответствующей записи регистрирующего органа в ЕГРЮЛ (о вновь возникшей организации при реорганизации в форме преобразования; о прекращении деятельности организации-правопредшественника).
Отказ в государственной регистрации допустим в случаях, установленных ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Так, отказ возможен, если заявитель не представит полный пакет документов, необходимых для регистрации, среди которых присутствует передаточный акт. Единой установленной формы этого документа не существует, также отсутствуют методические рекомендации по его составлению; общие принципы и подходы к его подготовке содержит Приказ Минфина России от 20.05.2003 N 44н "Об утверждении Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций".
Дата утверждения передаточного акта устанавливается учредителями (участниками) в пределах сроков проведения преобразования с учетом необходимости выполнения предусмотренных законодательством процедур (проведения инвентаризации имущества и обязательств, уведомления кредиторов о проведении реорганизации и др.).
Рекомендуется приурочивать формирование передаточного акта к концу отчетного периода (года) или дате составления промежуточной бухгалтерской отчетности (квартала, месяца), являющейся основанием для характеристики и оценки реорганизуемого экономического субъекта. Оценку передаваемого при преобразовании имущества лучше производить по остаточной стоимости, однако в соответствии с решением учредителей может быть выбран другой вариант - оценка по рыночной стоимости, фактической стоимости материально-производственных запасов, первоначальной стоимости финансовых вложений. При оценке по остаточной стоимости (фактической себестоимости материально-производственных запасов, первоначальной стоимости финансовых вложений) отражение в передаточном акте передаваемого имущества производится в сумме, которая приведена по соответствующим числовым показателям в бухгалтерской отчетности, являющейся основанием для составления этих документов. Обязательства реорганизуемой организации не переоцениваются и отражаются в сумме, по которой кредиторская задолженность была учтена в бухгалтерском учете правопредшественника.
Передаточный акт имеет сложную структуру. Он включает:
- бухгалтерскую отчетность, в соответствии с которой определяется состав имущества и обязательств реорганизуемой организации, а также их оценка на последнюю отчетную дату перед датой оформления передачи имущества и обязательств в установленном законодательством порядке;
- акты (описи) инвентаризации имущества и обязательств реорганизуемой организации (проведенной перед составлением передаточного акта), подтверждающих их достоверность (наличие, состояние и оценку имущества и обязательств);
- первичные учетные документы по материальным ценностям (акты (накладные) приемки-передачи основных средств, материально-производственных запасов и др.), перечни (описи) иного имущества, подлежащего приемке-передаче при преобразовании организации;
- расшифровки (описи) кредиторской и дебиторской задолженностей с информацией о письменном уведомлении в установленные сроки кредиторов и дебиторов реорганизуемой организации о переходе с момента государственной регистрации организации имущества и обязательств по соответствующим договорам и контрактам к правопреемнику, расчетов с соответствующими бюджетами, государственными внебюджетными фондами.
Числовые показатели передаточного акта и заключительной бухгалтерской отчетности, которую составляет реорганизуемое юридическое лицо на день, предшествующий внесению в ЕГРЮЛ записи о возникшей организации, обычно не совпадают. Это связано с тем, что между датой утверждения передаточного акта и фактом государственной регистрации вновь возникшей организации правопредшественник продолжает осуществлять финансово-хозяйственную деятельность - текущие операции и операции по реорганизации в форме преобразования. Все связанные с этим расходы должны найти отражение на счетах бухгалтерского учета реорганизуемого лица в установленном порядке. Сама же передача имущества и обязательств по передаточному акту в порядке универсального правопреемства бухгалтерскими записями не отражается.
В заключительной бухгалтерской отчетности реорганизуемого юридического лица раскрывается информация о проведенной реорганизации и прекращении ее деятельности с указанием:
- основания для проведения реорганизации;
- документов передачи имущества и обязательств правопреемнику;
- документов, подтверждающих закрытие, переоформление расчетных и других банковских счетов реорганизуемой организацией;
- сведений о снятии с учета реорганизуемой организации налоговыми органами, территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации, региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации, территориальными органами Государственного комитета Российской Федерации по статистике.
Если между утверждением передаточного акта и заключительной бухгалтерской отчетностью составляется промежуточная бухгалтерская отчетность, то дополнительно подлежит раскрытию следующая информация:
- основание проведения реорганизации;
- сведения об организациях - правопредшественнике и правопреемнике;
- дата составления передаточного акта;
- изменения в составе и стоимости имущества (ввод в эксплуатацию основных средств из состава незавершенного строительства, их амортизация, выбытие и т.п.) и обязательств (погашение (увеличение в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации) задолженности) начиная с даты составления передаточного акта, а также события, вызвавшие соответствующие изменения в активах и обязательствах;
- расходы, связанные с реорганизацией (юридические, консультационные услуги, уплата государственной пошлины и др.);
- формирование уставного капитала возникшей организации;
- несоответствие (уточнение) данных передаточного акта или разделительного баланса числовым показателям заключительной бухгалтерской отчетности;
- несоответствие данных заключительной бухгалтерской отчетности числовым показателям вступительного бухгалтерского баланса вновь возникшей после преобразования организации;
- невыполненные условия и прочие события, связанные с признанной реорганизацией.
Организация, возникающая в результате преобразования, составляет вступительную бухгалтерскую отчетность путем переноса показателей заключительной бухгалтерской отчетности реорганизованного юридического лица с учетом следующих особенностей.
В случае если в решении учредителей предусмотрено увеличение уставного капитала возникшей организации по сравнению с уставным капиталом реорганизуемой организации, во вступительной бухгалтерской отчетности отражается величина уставного капитала, зафиксированная в решении учредителей.
Если в решении учредителей предусмотрено уменьшение величины уставного капитала организации, возникшей в результате реорганизации в форме преобразования, то во вступительной бухгалтерской отчетности отражается величина уставного капитала, зафиксированная в учредительных документах, а разница подлежит урегулированию во вступительном бухгалтерском балансе правопреемника в разделе "Капитал и резервы" числовым показателем "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".
При формировании данных вступительной бухгалтерской отчетности возникшей организации необходимо также отслеживать равенство числовых показателей уставного капитала и чистых активов. При этом никаких записей на счетах бухгалтерского учета не производится. В случае превышения при конвертации акций стоимости чистых активов над величиной уставного капитала числовые показатели раздела "Капитал и резервы" формируются в размере стоимости чистых активов с подразделением на уставный капитал и добавочный капитал (превышение стоимости чистых активов над совокупной номинальной стоимостью акций). В остальных случаях, если стоимость чистых активов возникшей организации окажется больше величины уставного капитала, разница подлежит урегулированию во вступительном бухгалтерском балансе в разделе "Капитал и резервы" числовым показателем "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)". Если стоимость чистых активов организации, возникшей в результате реорганизации в форме преобразования, окажется меньше величины уставного капитала, разница подлежит урегулированию во вступительном бухгалтерском балансе в разделе "Капитал и резервы" числовым показателем "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" в круглых скобках.
Пример. Общее собрание участников общества с ограниченной ответственностью - ООО "А", состоявшееся 28 февраля, приняло решение о проведении реорганизации в форме преобразования в открытое акционерное общество - ОАО "Б". В решении о преобразовании указана величина уставного капитала вновь возникающей организации. В рамках нашего примера условно рассмотрим два варианта его размера: вариант 1 - 4 000 000 руб.; вариант 2 - 200 000 руб.
Государственная регистрация ОАО "Б" состоялась 1 апреля.
Передаточный акт утвержден 28 февраля (табл. 1), заключительная бухгалтерская отчетность составлена 31 марта (табл. 2). Вступительный бухгалтерский баланс сформирован 1 апреля (вариант 1 - табл. 3а и вариант 2 - табл. 3б).
Таблица 1
Передаточный акт ООО "А"
В период времени между утверждением передаточного акта и формированием заключительной бухгалтерской отчетности реорганизуемое юридическое лицо продолжало вести финансово-хозяйственную деятельность, вследствие чего числовые показатели этих двух документов не совпадут. При составлении заключительной бухгалтерской отчетности также производится закрытие счета 99 "Прибыли и убытки" и распределение чистой прибыли на основании решения учредителей.
В пояснительной записке, приложенной к заключительной бухгалтерской отчетности ООО "А", указывается, как изменились показатели отчетности: основные средства увеличились на 200 000 руб., запасы уменьшились на 100 000 руб., дебиторская задолженность возросла на 200 000 руб., денежные средства увеличились на 400 000 руб., нераспределенная прибыль увеличилась на 650 000 руб., возникла статья "Добавочный капитал" - 100 000 руб., кредиторская задолженность уменьшилась на 50 000 руб.
3. Заббарова О.А. Балансоведение [Текст]: Учебное пособие. М.: Эксмо, 2010.
4. Миславская Н.А., Поленова С.Н. Бухгалтерский учет [Текст]: Учебник. М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2014.
5. Миславская Н.А., Поленова С.Н. Представление финансовой отчетности: поправки и изменения // Международный бухгалтерский учет. 2010. N 15.
6. Поленова С.Н., Миславская Н.А. Бухгалтерский учет и анализ. Раздел "Бухгалтерский учет" [Текст]: Учебное пособие для подготовки бакалавров. М.: Финансовый университет, 2012.
Д. э. н.,