Реорганизация путем слияния

 "Реорганизация путем слияния". Советник бухгалтера, 2010, N 5

Законодательное закрепление реорганизации путем слияния

В соответствии с гражданским законодательством юридические лица могут быть реорганизованы путем выделения, преобразования, слияния, присоединения и разделения с соблюдением требований ст. 57 Гражданского кодекса РФ.

Также положения о реорганизации содержатся в ст. 52 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО) и ст. 16 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО).

ВАС РФ в п. 20 Постановления Пленума от 18.11.2003 N 19 установил, что положения ст. ст. 16 - 19 Закона об АО, определяющие порядок их реорганизации путем слияния, присоединения, разделения или выделения, не предусматривают возможности проведения реорганизации этих обществ посредством объединения с юридическими лицами иных организационно-правовых форм (в том числе с обществами с ограниченной ответственностью) либо разделения их (выделения) на акционерное общество и юридическое лицо другой организационно-правовой формы.

Данные выводы содержатся и в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 28.02.2007 по делу N А82-125/2005-4.

Порядок осуществления реорганизации путем слияния

1. Выбор участников реорганизации путем слияния.

В реорганизации в форме слияния участвуют два и более юридических лица, и, как правило, они имеют разное местонахождение.

2. Принятие решения о реорганизации путем слияния.

В ООО и АО решение принимают учредители. Реорганизация или ликвидация бюджетного учреждения производится в соответствии с решением учредителя.

В решении необходимо указать:

- основание для принятия решения о реорганизации путем слияния;

- дата, на которую проводится реорганизация путем слияния;

- срок проведения реорганизационных мероприятий;

- создание комиссии с назначением председателя, которая будет заниматься вопросами реорганизации, в том числе вопросом сбора документов;

- источник финансирования расходов, связанных с проведением реорганизации;

- порядок передачи функций, прав и обязанностей, активов (финансовые и нефинансовые) и обязательств реорганизуемых юридических лиц.

3. Сообщение о начале процедуры реорганизации.

На основании ст. 60 ГК РФ юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в орган, осуществляющий государственную регистрацию, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации.

4. Выбор места регистрации создаваемого юридического лица.

Сформировавшаяся судебная практика свидетельствует о том, что государственная регистрация общества, создаваемого путем реорганизации в форме слияния, производится регистрирующим органом, которому подконтрольна территория нахождения постоянно действующего исполнительного органа одного из реорганизуемых юридических лиц (Постановление ФАС Московского округа от 15.12.2008 N КГ-А40/10658-08-П по делу N А40-28173/07-12-155, Постановление ФАС Московского округа от 01.09.2008 N КГ-А40/7914-08 по делу N А40-30870/07-146-162). При этом недостоверный адрес местонахождения общества, создаваемого путем реорганизации, является основанием для отказа в государственной регистрации (Постановление ФАС Уральского округа от 23.12.2009 N Ф09-10265/09-С4 по делу N А60-18029/2009-С5).

5. Подготовка к реорганизации путем слияния.

5.1. Уведомление о реорганизации путем слияния.

Специально созданная комиссия должна опубликовать сведений о слиянии юридических лиц.

В соответствии со ст. 60 ГК РФ реорганизуемое юридическое лицо после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации уведомление о своей реорганизации

В уведомлении указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные законом.

5.2. Уведомление кредиторов и дебиторов.

Рекомендуется направить уведомления дебиторам и кредиторам в целях их информирования о проведении процедуры реорганизации путем слияния и минимизации судебных рисков.

Так, согласно судебной практике суд, подтверждая правомерность отказа в государственной регистрации, исходит из того, что общество обязано не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации уведомить своих кредиторов, а в числе прочих документов, представляемых в регистрирующий орган, представить доказательства уведомления кредиторов (Постановление ФАС Уральского округа от 21.11.2007 N Ф09-9539/07-С4 по делу N А76-2083/07-56-121).

Уведомления отправляются по почте заказным письмом с уведомлением и описью вложения. Кредиторы могут предъявить требования не позднее 30 дней с даты последнего опубликования уведомления о реорганизации юридического лица.

5.3. Составление передаточного акта и раздельного баланса.

До составления передаточного или разделительного баланса орган (комиссия), уполномоченный на реорганизацию, завершает расчеты с дебиторами и кредиторами, передачу материальных ценностей правопреемникам, определенным в зависимости от формы реорганизации по ст. 58 ГК РФ.

Передаточный акт и разделительный баланс, отражающие данные о правопреемстве по всем обязательствам реорганизуемого общества (включая оспариваемые), а также условия правопреемства в случае изменения вида и состава имущества общества после даты, на которую они составлены, подлежат представлению (вместе с учредительными документами) в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

5.4. Сбор документов для подачи в регистрационный орган (перечислены ниже).

5.5. Уплата государственной пошлины.

6. Подача документов в регистрационный орган.

7. Окончание реорганизации.

Реорганизация юридических лиц в форме слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а юридические лица, реорганизованные в форме слияния, считаются прекратившими свою деятельность.

Возможные схемы реорганизации путем слияния

 

               ┌──────────┐       ┌───────────┐       ┌──────────┐

               │   ООО-1         │       │   ООО-2           │       │   ООО-3         │

               └─────┬────┘       └─────┬─────┘       └─────┬────┘

                     └─────────────┐    │    ┌──────────────┘

                                                  \│/  \│/  \│/

                            ┌──────┴────┴────┴───────┐

                            │       ООО "Плюс"                           │

                            └────────────────────────┘

 

Недопустимые схемы реорганизации путем слияния

 

             ┌───────┐  ┌────────────────────────────┐  ┌────────┐

             │  ОАО       │  │ Некоммерческая организация             │  │  ООО-3     │

             └───┬───┘  └───────────────┬────────────┘  └────┬───┘

                 └───────────────┐      │      ┌─────────────┘

                                                   \│/    \│/    \│/

                       ┌─────────┴──────┴──────┴───────┐

                       │                                  ОАО                             │

                       └───────────────────────────────┘

                ┌────────┐                          ┌────────┐

                │   ООО        │                          │   ООО       │

                └────┬───┘                          └────┬───┘

                     └───────────────┐   ┌─────────────┘

                                                       \│/   \│/

                                              ┌──┴─────┴──┐

                                              │    ООО             │

                                              └───────────┘

Документы, подаваемые в регистрационный орган

для осуществления реорганизации

В п. 6 ст. 15 Закона об АО также установлено, что госрегистрация обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записей в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности реорганизованных обществ производятся при наличии доказательств уведомления кредиторов. В этом пункте также указано, что передаточный акт, разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам, включая оспариваемые, реорганизуемого общества в отношении всех его кредиторов и должников и порядок определения правопреемства в связи с изменениями вида, состава, стоимости имущества реорганизуемого общества, а также в связи с возникновением, изменением и прекращением его прав и обязанностей, что может произойти после даты, на которую составлены передаточный акт, разделительный баланс. Аналогичные требования содержатся в ст. ст. 59, 60 ГК РФ и ст. 51 Закона об ООО.

В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством РФ требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления;

б) учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

в) решение о реорганизации юридического лица;

г) договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами;

д) передаточный акт или разделительный баланс;

е) документ об уплате государственной пошлины;

ж) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации необходимых сведений.

 

Е.В.Шестакова

К. ю. н.,

руководитель группы налогообложения

УФПС г. Москвы -

ФГУП "Почта России"

Подписано в печать

01.05.2010

© 2002-2021 Консалтинговая группа "Ареопаг"
Разработка сайтов Мегагрупп
Контакты

г. Новосибирск, ул. Демьяна Бедного, д. 57, офис 24
Тел : 291-25-81
E-mail: info@areopag2002.ru
Схема проезда