Проверьте, не рискует ли ваш бизнес

Главная  / Коммерческая безопасность / Судебная защита / Проверьте, не рискует ли ваш бизнес

Проверьте, не рискует ли ваш бизнес
(Сазанова Л.Е.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2013, N 7)

Как признают сами чиновники, действующее в настоящее время законодательство не препятствует появлению фирм-"однодневок" <1>. Регистрирующий (налоговый) орган до сих пор не наделен ни полномочиями, ни обязанностями по проверке достоверности документов, представляемых для регистрации юридического лица. Значит, ни один налогоплательщик не застрахован от того, что налоговые органы при проведении проверки найдут в числе его контрагентов фирмы-"однодневки". В связи с этим организациям с каждым годом необходимо уделять все больше внимания вопросам проявления должной осмотрительности и осторожности при выборе партнеров.

--------------------------------

<1> Письмо ФНС России от 11.02.2010 N 3-7-07/84.

Предлагаем читателю алгоритм действий по проверке благонадежности контрагента.

О презумпции добросовестности налогоплательщика

Понятия "должная осмотрительность", "необоснованная налоговая выгода" в налоговом законодательстве не определены, они введены в оборот на уровне арбитражного рассмотрения споров налогоплательщиков с налоговыми органами.

Как отмечено в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 53), судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, достоверны. Данный вывод основан на правовой позиции КС РФ, выраженной в Определении от 16.10.2003 N 329-О. В нем подчеркивается, что налогоплательщик не несет ответственности за действия всех организации, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет. К примеру, в настоящее время в ходе проведения мероприятий налогового контроля выявляются многочисленные случаи, когда заявляемый к возмещению проверяемым налогоплательщиком НДС реально не уплачен в бюджет на каком-то этапе продвижения товара (выполнения работ, оказания услуг). Бремя доказывания осведомленности налогоплательщика о противоправных действиях своего контрагента, о наличии сговора между указанными лицами, о непроявлении организацией должной осмотрительности и осторожности при выборе партнера лежит на налоговой инспекции.

Примечание. Обязанность доказывать получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды возложена на налоговые органы (п. 6 ст. 108 НК РФ).

Исходя из норм ст. 109 НК РФ к обстоятельствам, исключающим привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, относится отсутствие его вины в совершении этого правонарушения. Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать (п. 3 ст. 110 НК РФ). Следовательно, если налогоплательщик не имел возможности узнать о недобросовестности контрагента, привлечение его к ответственности невозможно.

Как сказано в п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ N 53, если контрагент, с которым работает организация, нарушает свои налоговые обязанности, это само по себе не может являться доказательством получения последним необоснованной налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано следующее:

- налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом;

- деятельность налогоплательщика, его взаимозависимых или аффилированных лиц направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.

Конечно, обязанность организации по проверке контрагентов налоговым законодательством не установлена. Однако судьи при оценке обстоятельств дела всегда обращаются к налогоплательщику с вопросом о том, какие действия он предпринял, чтобы установить благонадежность контрагента.

Что включает досье на контрагента?

Разъяснения по этому вопросу даны, в частности, в Письмах ФНС России от 23.01.2013 N АС-4-2/710@, от 11.02.2010 N 3-7-07/84, Минфина России от 12.10.2012 N 03-02-07/1-251, от 03.08.2012 N 03-02-07/1-197, от 05.05.2012 N 03-02-07/1-113.

В зависимости от масштабов сделки досье может ограничиваться учредительными и регистрационными документами (при необходимости - лицензией на соответствующий вид деятельности) или содержать наряду с ними данные о соблюдении партнером налоговой дисциплины, скриншоты интерактивных сервисов официального сайта ФНС, документы, подтверждающие наличие у контрагента материальных и трудовых ресурсов, необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг и т.п. По мнению автора, минимальный комплект документов, который целесообразно запросить у контрагента, включает:

- копии учредительных документов;

- свидетельство о регистрации в ЕГРЮЛ;

- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

- приказ, подтверждающий право руководителя подписывать документы.

Указанная информация, в том числе сведения о привлечении руководителя к налоговой или административной ответственности, согласно ст. 5 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне", не составляет коммерческую тайну, поэтому отказ в ее предоставлении по указанному основанию неправомерен.

Выписку из ЕГРЮЛ о контрагенте можно получить и самостоятельно. Перечислим конкретные шаги для получения этого документа (согласно листовке УФНС по Республике Карелия).

Шаг 1. Подготовка запроса. Утвержденная форма запроса в налоговый орган отсутствует, поэтому запрос пишется произвольно. Однако в нем необходимо указать наименование организации, сведения о которой запрашиваются, ее ИНН и ОГРН, данные лица, от имени которого направлен запрос. Кроме того, необходимо сообщить адрес, по которому нужно отправить выписку, либо указать, что вы получите ее лично непосредственно в инспекции.

Если в запросе не будут перечислены сведения, которые вы хотите получить, налоговый орган отразит в выписке полный перечень информации, содержащейся в реестре и являющейся общедоступной.

Шаг 2. Уплата госпошлины. Размер госпошлины зависит от того, какую выписку вы хотите получить:

- срочную (выдается на следующий день после получения запроса, стоит 400 руб.);

- несрочную (изготавливается в течение пяти дней, стоит 200 руб.).

Для удобства налогоплательщиков на сайтах налоговых органов функционирует сервис "Уплата госпошлины", позволяющий быстро и правильно подготовить платежные документы для перечисления госпошлины (для получения юридическим лицом несрочной выписки о нем самом госпошлину уплачивать не нужно, достаточно только подать запрос).

Шаг 3. Подача документов. В налоговый орган необходимо представить:

- запрос на предоставление выписки;

- квитанцию об уплате госпошлины.

Шаг 4. Получение выписки. Выдача выписки производится в той же налоговой инспекции, в которую подавался запрос о ее предоставлении. Выписка будет предоставлена способом, указанным в запросе.

К сведению. Организация может получить сведения из ЕГРЮЛ о себе через Интернет (для этого необходима электронно-цифровая подпись). Запрос необходимо направить через Интернет с использованием сервиса "Получение выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП через Интернет". Выписка может быть предоставлена в электронном виде через Интернет или на бумажном носителе (почтовым отправлением или лично заявителю при его обращении в налоговый орган).

Сервисы на сайте ФНС

В настоящее время на официальном сайте ФНС в разделе "Проверь себя и контрагента" вкладки "Электронные услуги" можно узнать:

- сведения о юридических лицах, внесенные в ЕГРЮЛ (публикация);

- сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации, в том числе для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ;

- сообщения юридических лиц, опубликованные в журнале "Вестник государственной регистрации", о принятии решений о ликвидации, о реорганизации, об уменьшении уставного капитала, о приобретении обществом с ограниченной ответственностью 20% уставного капитала другого общества, а также иные сообщения юридических лиц, которые они обязаны публиковать в соответствии с законодательством РФ;

- сведения, опубликованные в журнале "Вестник государственной регистрации", о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ;

- о юридических лицах, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица;

- адреса, указанные при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами;

- сведения о лицах, отказавшихся в суде от участия (руководства) в организации или в отношении которых данный факт установлен (подтвержден) в судебном порядке;

- сведения о юридических лицах, связь с которыми по указанному ими адресу (месту нахождения), внесенному в ЕГРЮЛ, отсутствует.

В этом же разделе налогоплательщик может проверить наличие данных о себе и контрагенте в банке данных исполнительных производств ФССП.

Сохранить полученные таким образом сведения можно с помощью скриншота.

К сведению. Скриншот - это мгновенный снимок экрана монитора, изображение, которое показывает в точности то, что отображается на мониторе в конкретный момент.

Чтобы сделать скриншот, необходимо:

1) открыть в браузере ту страницу, изображение которой необходимо получить;

2) нажать на клавиатуре клавишу PrtScr (Print Screen) - данная кнопка расположена чаще всего в правом верхнем углу клавиатуры, в одном ряду с функциональными кнопками F1 - F12. Если нажать комбинацию клавиш Alt+PrtScr, то в буфер обмена скопируется содержимое активного окна, а не всего экрана;

3) открыть один из графических редакторов, например стандартную программу Paint;

4) в меню "Правка" выбрать пункт "Вставить" или нажать сочетание клавиш Ctrl+V, после чего изображение появится в графическом редакторе;

5) при необходимости вырезать интересующую часть изображения, дополнить его необходимыми элементами - подписями, линиями и т.п.;

6) сохранить полученное изображение: в меню "Файл" выбрать пункт "Сохранить как" (рекомендуем использовать формат GIF).

Налоговая дисциплина

Вправе ли налогоплательщик обращаться в налоговые органы со следующими запросами:

- регулярно ли контрагент сдает отчетность и не нарушает ли сроков сдачи;

- не привлекался ли он к налоговой ответственности;

- не нарушает ли он сроков уплаты налогов и платит ли их?

Правомерен ли отказ налоговой инспекции в предоставлении такой информации?

В Письмах Минфина России от 16.05.2013 N 03-02-07/1/17050, от 04.06.2012 N 03-02-07/1-134 сообщается, что налоговый орган должен предоставить налогоплательщику информацию о выполнении потенциальными контрагентами своих налоговых обязательств, если запрашиваемая информация обусловлена необходимостью проявления должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента. Дело в том, что в Определении от 01.12.2010 N ВАС-16124/10 ВАС РФ указал: сведения об исполнении налогоплательщиками обязательств по уплате налогов не являются налоговой тайной. Аналогичные выводы сделаны некоторыми другими судами (Постановления ФАС ЗСО от 27.07.2010 по делу N А27-25441/2009, от 16.07.2010 по делу N А27-25724/2009, ФАС УО от 01.09.2010 N Ф09-6957/10-С3).

Ранее специалисты Минфина России совместно с представителями ФНС России (Письмо от 17.10.2012 N АС-4-2/17710) указывали, что НК РФ не установлена обязанность налоговых органов предоставлять налогоплательщикам по их запросам информацию об исполнении их контрагентами обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, или о нарушениях в этой сфере. Кроме того, чиновники также обращали внимание на то, что даже в случае представления контрагентами налоговой отчетности ее достоверность, а также реальность осуществления ими финансово-хозяйственной деятельности можно подтвердить только после проведения выездной налоговой проверки. В связи с этим сведения налогового органа о представлении контрагентом налоговой декларации, в том числе ненулевой, не являются подтверждением его благонадежности. И все же, согласитесь, действия налогоплательщика по сбору указанной информации свидетельствуют о его осмотрительности и намерении выбрать надежного контрагента, что, несомненно, будет учтено судьями.

Реальная возможность исполнить условия договора

Как сказано в п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ N 53, о необоснованности налоговой выгоды могут свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о невозможности реального осуществления контрагентом указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Обратимся к материалам Постановления ФАС МО от 11.03.2013 по делу N А40-20430/12-107-93 <2>. Налоговый орган привлек аптеку к ответственности за совершение налогового правонарушения, а именно за получение необоснованной налоговой выгоды вследствие учета в базе по налогу на прибыль расходов на оплату ремонта, проведенного подрядчиком в помещениях аптек, а также принятия к вычету НДС по счетам-фактурам, выставленным данной организацией. К такому выводу налоговый орган пришел, получив в ходе встречной проверки следующие сведения:

- подрядчик по адресу, указанному в учредительных документах, не находится;

- он не обладает производственными мощностями и ресурсами, необходимыми для осуществления хозяйственной деятельности;

- у него отсутствуют штат, основные средства, а также расходы, связанные с арендой основных средств;

- генеральный директор и один из сотрудников подрядчика на допросе в инспекции отрицали свое отношение к этой организации, участие в ее финансово-хозяйственной деятельности.

--------------------------------

<2> Аналогичное дело рассмотрено в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2011 N 09АП-15485/2011-АК по делу N А40-12604/11-107-55.

Признавая решение инспекции недействительным, судебные инстанции руководствовались ст. ст. 252, 171, 172 НК РФ и позицией Пленума ВАС РФ, изложенной в Постановлении N 53, и исходили из документального подтверждения аптекой реальности выполненных работ, проявления обществом должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента, наличия реальной деловой цели и экономической обоснованности предпринятых затрат.

Для проведения ремонта был заключен договор с подрядной организацией, от которой аптека, проявляя разумную осторожность и осмотрительность, получила все учредительные и регистрационные документы, включая лицензию на строительную деятельность.

Ремонт проводился в соответствии с подписанными обеими сторонами локальными сметами, работы приняты по актам о приемке выполненных работ по форме КС-2 с выставлением подрядчиком счетов-фактур, работы оплачивались в безналичном порядке. О реальности хозяйственных операций свидетельствуют письма арендодателей, подтверждающие проведение ремонта, о необходимости ремонтных работ и об отсутствии возможности выполнить указанные работы самостоятельно - дефектные ведомости.

Согласно выписке банка по расчетному счету подрядная организация в основном выполняла строительно-монтажные работы, при этом добросовестно уплачивала налоги и осуществляла иные платежи, обычные при совершении предпринимательской деятельности.

Таким образом, суд признал решение ИФНС незаконным в силу следующего:

- выполнены условия учета расходов в базе по налогу на прибыль согласно ст. 252 НК РФ (документальное подтверждение, экономическая обоснованность и реальность хозяйственных операций);

- соблюдены порядок и условия получения вычета по НДС, установленные в ст. ст. 171, 172 НК РФ (имеются счета-фактуры, работы приняты к учету);

- счета-фактуры подписаны от имени подрядчика тем самым лицом, которое значится в качестве генерального директора и подписало договор подряда.

Про критерии для выездной проверки

Процедура установления добросовестности контрагента, помимо прочего, позволяет снизить риск проведения выездной налоговой проверки. Дело в том, что отдельные критерии, по которым выбираются налогоплательщики для выездной проверки, поименованы в Общедоступных критериях самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок <3>. Пункт 12 этого документа содержит признаки, позволяющие, по мнению налоговиков, квалифицировать контрагента как проблемного (или "однодневку"), а сделки, совершенные с таким контрагентом, сомнительными. Наряду с перечисленными в статье в п. 12 указаны следующие обстоятельства:

- отсутствие личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;

- отсутствие данных о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских, производственных или торговых площадей;

- отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т.п.). При этом негативность данного признака усугубляется наличием доступной информации (например, в СМИ, на наружной рекламе, интернет-сайтах и т.д.) о других участниках рынка (в том числе производителях) идентичных (аналогичных) товаров (работ, услуг), в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам.

--------------------------------

<3> Утверждены Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок".

Дополнительный признак проблемного контрагента - одновременное присутствие следующих обстоятельств:

- тот факт, что контрагент, имеющий вышеуказанные признаки, выступает в роли посредника;

- наличие в договорах условий, отличающихся от существующих правил (обычаев) делового оборота (например, длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты, несопоставимые с последствиями нарушения сторонами договоров штрафные санкции, расчеты через третьих лиц, расчеты векселями и т.п.);

- отсутствие очевидных свидетельств (например, копий документов, подтверждающих наличие у контрагента производственных мощностей, необходимых лицензий, квалифицированных кадров, имущества и т.п.) возможности контрагента реально выполнить условия договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг;

- отсутствие реальных действий плательщика (или его контрагента) по взысканию задолженности, рост задолженности плательщика (или его контрагента) на фоне продолжения поставки в адрес должника крупных партий товаров или существенных объемов работ (услуг);

- выпуск, покупка (продажа) контрагентами векселей, ликвидность которых не очевидна или не исследована, а также выдача (получение) займов без обеспечения. При этом негативность данного признака усугубляет отсутствие условий о процентах по долговым обязательствам любого вида, а также сроки погашения указанных долговых обязательств больше трех лет;

- существенная доля расходов по сделке с проблемными контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика, при этом отсутствие экономического обоснования целесообразности такой сделки при одновременном отсутствии положительного экономического эффекта от ее осуществления и т.п.

* * *

Достаточно часто налоговые органы вменяют налогоплательщикам в вину отсутствие должной осмотрительности при осуществлении хозяйственных сделок с контрагентами, снимают расходы и отказывают в вычете НДС. В связи с этим организациям целесообразно проверять реальность деятельности лиц, с которыми они намерены заключать договоры. "Однодневки" эволюционируют, и сегодня их не так просто распознать, как несколько лет назад. Надеемся, что после прочтения этой статьи у читателей не возникнет трудностей со сбором информации о контрагенте, ведь теперь налогоплательщик имеет для этого целый арсенал средств.

Л.Е.Сазанова

Эксперт журнала

"Аптека: бухгалтерский учет

и налогообложение"

Подписано в печать

08.07.2013

© 2002-2020 Консалтинговая группа "Ареопаг"
Разработка сайтов Мегагруп
Контакты

г. Новосибирск, ул. Демьяна Бедного, д. 57, офис 24
Тел : 291-25-81
E-mail: info@areopag2002.ru
Схема проезда