Ответы на вопросы по бухотчетности за 2015 год
"Главная книга", 2016, N 3
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ПО БУХОТЧЕТНОСТИ ЗА 2015 ГОД
После того как отменили обязательное представление в налоговые инспекции квартальной бухгалтерской отчетности, большинство организаций отказались от составления промежуточной отчетности. И по окончании года приходится вспоминать, что же поменялось в правилах составления отчетности в течение последнего года.
Поэтому для начала вспомним, какие изменения были внесены в 2015 г. в формы бухотчетности для приведения их в соответствие с Законом о бухучете <1>:
- уточнены названия форм бухгалтерской отчетности:
"отчет о прибылях и убытках" переименован в "отчет о финансовых результатах";
"отчет о целевом использовании полученных средств" теперь называется "отчет о целевом использовании средств";
формы бухгалтерской (финансовой) упрощенной отчетности теперь именуются упрощенная форма бухгалтерского баланса и упрощенная форма отчета о финансовых результатах;
- появилась упрощенная форма отчета о целевом использовании средств;
- из форм бухгалтерской отчетности исключена строка с подписью главного бухгалтера.
Есть и другие небольшие изменения. К примеру, в отчете о целевом использовании средств наименование строки "Прибыль от предпринимательской деятельности организации" заменено наименованием "Прибыль от приносящей доход деятельности".
Кроме того, утвержден новый Формат представления бухотчетности в электронной форме, поэтому нужно обновить программу <2>.
А теперь отвечаем на вопросы наших читателей.
--------------------------------
<1> Приказ Минфина России от 06.04.2015 N 57н; Информационное сообщение Минфина России от 19.05.2015.
<2> Приказ ФНС России от 31.12.2015 N АС-7-6/711@.
Так подписывает ли главбух бухотчетность?
Из формы бухгалтерского баланса убрали строку с подписью главного бухгалтера. Однако по правилам п. 17 ПБУ 4/99 бухотчетность по-прежнему должны подписывать руководитель и главный бухгалтер организации!
На что ориентироваться: на утвержденные формы бухотчетности или на профильное ПБУ?
По Закону о бухучете подписи руководителя организации на бухотчетности (ее бумажном варианте) достаточно <3>. И ориентироваться нужно прежде всего на указанный Закон.
Однако, если в вашей организации по-прежнему принято, что главный бухгалтер расписывается на бухотчетности, это допустимо и не будет противоречить новым правилам <4>.
Только обратите внимание на то, что если главбух расписывается на экземпляре бухотчетности, хранящейся в организации и представляемой на утверждение собственникам, то он должен расписаться и на экземплярах, направляемых в инспекцию и в орган статистики <5>.
--------------------------------
<3> Часть 8 ст. 13 Закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ (далее - Закон N 402-ФЗ); Информационное сообщение Минфина России от 19.05.2015.
<4> Информационное сообщение Минфина России от 19.05.2015.
<5> Письмо ФНС России от 26.06.2013 N ЕД-4-3/11569.
Бухотчетность в инспекцию можно представить и на бумаге
В прошлом году хотела сдать в инспекцию бухотчетность на бумаге. Но у меня отказались ее принимать. Пришлось платить за передачу отчетности в электронном виде фирме-посреднику. А моя подруга (тоже бухгалтер) в другую инспекцию сдала свой баланс на бумаге. Могут ли разные инспекции устанавливать разные требования по приему бухотчетности? Если нет, то как убедить инспекцию принять бумажную отчетность?
Е.Костомина, Московская обл.
Руководство инспекции не может устанавливать какие-либо особые требования для принятия бухгалтерской отчетности. А в Законе о бухучете, так же как и в Налоговом кодексе, не указано, в каком именно виде (электронном или бумажном) надо сдавать в инспекцию бухгалтерскую отчетность <6>. Указаны лишь сроки.
Внимание! Бухотчетность за 2015 г. надо сдать в ИФНС не позднее 31.03.2016 <7>.
Значит, можно представить в ИФНС годовую отчетность любым удобным способом, в том числе на бумаге. Кстати, об этом есть разъяснения как налоговой службы, так и Минфина <8>. Напомните об этом инспектору, который отказывается принимать у вас бумажный вариант бухотчетности.
Если это не поможет, потребуйте письменный отказ в приеме бухгалтерской отчетности на бумажном носителе. Можно еще обратиться к руководителю инспекции - как правило, это помогает.
Если вы не хотите ругаться с инспекцией, проще отправить бухгалтерскую отчетность в инспекцию по почте письмом с описью вложения и с уведомлением о вручении.
--------------------------------
<6> Закон N 402-ФЗ; пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ.
<7> Подпункт 5 п. 1 ст. 23 НК РФ.
<8> Письма ФНС России от 07.12.2015 N СД-4-3/21316; Минфина России от 11.06.2015 N 03-02-08/34055.
Штрихкод для бумажного варианта баланса не обязателен
Наш инспектор потребовал, чтобы у бумажного баланса и отчета о финансовых результатах был специальный штрихкод. Посоветовал мне сделать отчетность в программе "1С: Бухгалтерия".
Для чего нужен этот штрихкод налоговикам и действительно ли без него не обойтись? И к каким еще неожиданностям готовиться, когда приносишь в инспекцию бумажный баланс?
М.Рахудова, г. Железнодорожный
Упомянутый вами штрихкод упрощает налоговикам ввод данных из вашей отчетности в базу налоговых органов, что снижает риск ошибок, которые могут возникнуть при ручном вводе <9>.
Однако обязанности сдавать бухотчетность только на таких машиночитаемых бланках у организаций нет. Тем более нет обязанности вести бухучет и составлять отчетность исключительно в программе "1С: Бухгалтерия" <10>.
Так что если вы составили бухотчетность без двумерного штрихкода, инспектор не имеет права отказаться ее принимать.
Учтите, что инспекция может отказать организации в приеме бухгалтерской отчетности на бумажном носителе, если у сдающего лица нет:
(или) документов, удостоверяющих личность;
(или) доверенности (в случае, если сдающее лицо не является законным представителем организации - как правило, им является руководитель) <11>.
--------------------------------
<9> Приказ ФНС России от 10.06.2008 N ВЕ-3-6/275@.
<10> Письмо Минфина России от 11.06.2015 N 03-02-08/34055.
<11> Статьи 185 - 187 ГК РФ; п. 1 ст. 27, п. 3 ст. 29 НК РФ.
ЗАО нужны полноценная бухотчетность и аудит
У нас организация создана в форме ЗАО, в следующем году планируем перерегистрироваться в ООО. Операций у нас немного, подходим под критерии малого предприятия. Применяем упрощенку (объект "доходы"). За 2014 г. составляли отчетность по упрощенной форме. Возможность ведения упрощенного бухучета и отчетности закреплена в нашей учетной политике. А теперь коллега говорит, что нужна полная отчетность. Подскажите, как правильно?
Правильно - составлять полноценную бухгалтерскую отчетность и вести такой же полноценный бухгалтерский учет. Связано это с тем, что во II полугодии 2014 г. у закрытых акционерных обществ появилась обязанность по проведению аудита годовой бухотчетности <12>.
А это автоматически исключает возможность применения упрощенных способов ведения бухучета, включая составление упрощенной бухотчетности <13>. Причем не поможет ни то, что ваша организация является малым предприятием, ни то, что вы применяете "доходную" упрощенку, ни то, что возможность упрощенного бухучета закреплена в вашей учетной политике (такие ее положения считаются противоречащими законодательству и не могут применяться). Более того, изменения законодательства могут быть основанием для изменения учетной политики даже в середине года <14>.
Поэтому за 2015 г. надо составить полноценную бухотчетность, что потребует и восстановления полноценного бухучета за весь прошедший год. Напомним, что в полный комплект отчетности входят: бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств и пояснения <15>. Также нужно провести ее обязательный аудит.
Внимание! Если организация подпадает под обязательный аудит по другим основаниям - к примеру, если сумма активов больше установленного лимита 60 млн руб. <16>, отчитываться по упрощенным формам бухотчетности также нельзя.
--------------------------------
<12> Пункт 5 ст. 67.1 ГК РФ; п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ.
<13> Часть 4, п. 1 ч. 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ.
<14> Пункты 10, 12 ПБУ 1/2008.
<15> Часть 1 ст. 14 Закона N 402-ФЗ; Письмо Минфина России от 23.05.2013 N 03-02-07/2/18285.
<16> Часть 1 ст. 5 Закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ.
Будут ли штрафы за неполную бухотчетность
Сможет ли инспекция оштрафовать нашу организацию за то, что мы сдадим упрощенную отчетность вместо полноценной?
Да, инспекция сможет оштрафовать организацию на 200 руб. за каждую не представленную в срок форму бухгалтерской отчетности <17>. То есть если вы в установленный срок не представили в ИФНС отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств и пояснения, то общая сумма штрафа может составить 600 руб.
Кроме того, на руководителя или главного бухгалтера может быть наложен административный штраф на сумму от 300 до 500 руб. <18>.
А вот штрафа за неправильную форму баланса и отчета о финансовых результатах нет. Ведь если вы сдали их по упрощенным формам, нельзя признать, что они не сданы вовсе. Однако инспекция может посчитать, что представленный баланс и отчет не соответствуют требованиям законодательства, и попросит вас подать их полноценные версии.
--------------------------------
<17> Статья 126 НК РФ; Письмо ФНС России от 21.11.2012 N АС-4-2/19575@.
<18> Статья 15.6 КоАП РФ.
Статус упрощенца бухотчетность не упрощает
В каких случаях упрощенцам нужно составлять приложения к бухгалтерской отчетности (пояснения, отчеты об изменениях капитала и о движении денежных средств), а также пояснительную записку?
О.М.Ибатуллина, г. Набережные Челны
Указанные вами приложения организация, применяющая УСН, должна представлять, если она не относится к тем, кто имеет право вести бухучет упрощенно и представлять бухотчетность в упрощенном виде <19>. Например, если у вас малое предприятие, но при этом оно является микрофинансовой организацией либо ваша бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту, то придется составлять все формы бухотчетности.
Малые предприятия, имеющие право на составление упрощенной бухотчетности, могут ограничиться лишь балансом и отчетом о финансовых результатах. К тому же их можно составить по упрощенным формам, в которых предусмотрено меньшее количество показателей <20>.
Никаких особенностей для применяющих УСН в этом вопросе нет.
Примечание
К малым предприятиям (по правилам, действующим в 2015 г. и в начале 2016 г.) относятся организации, соответствующие следующим условиям:
- средняя численность работников за предшествующий год не превышала 100 человек <21>. При этом учитываются все работники, в том числе работающие по гражданско-правовым договорам или по совместительству, а также в обособленных подразделениях;
- выручка за предшествующий год без учета НДС не превышала 800 млн руб. <22>;
- выполняются требования к структуре уставного (складочного) капитала юридического лица <23>:
суммарная доля участия муниципалитетов, субъектов РФ, РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов составляет не более 25%;
компаниям, не относящимся к малому и среднему бизнесу, а также иностранным компаниям принадлежит в совокупности не более 49% уставного капитала фирмы <23>.
--------------------------------
<19> Пункт 6 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н; п. п. 1, 4 ч. 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ.
<20> Утверждены Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н.
<21> Пункт 2 ч. 1 ст. 4 Закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред., действ. на 31.12.2015) (далее - Закон N 209-ФЗ); ч. 10 ст. 10 Закона от 29.12.2015 N 408-ФЗ (далее - Закон N 408-ФЗ).
<22> Пункт 3 ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ (ред., действ. на 31.12.2015); ч. 10 ст. 10 Закона N 408-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 13.07.2015 N 702.
<23> Пункт 1 ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ (ред., действ. на 31.12.2015); ч. 10 ст. 10 Закона N 408-ФЗ.
Ответственность за непроведение обязательного аудита
А что будет, если наше ЗАО не проведет обязательный аудит? Организация у нас совсем небольшая, и директор не видит смысла тратить деньги на аудит. Сам по себе аудит тоже не нужен: ни ему, ни собственникам.
Никакой ответственности собственно за непроведение аудита, даже если он обязательный, для закрытых акционерных обществ нет. Можно говорить только о последствиях непредставления самого аудиторского заключения.
Так, по заявлению акционеров организация и ее должностные лица могут быть оштрафованы территориальным отделением Банка России (или с его подачи - судом) за непредставление руководством на собрании акционерам аудиторского заключения. При этом должностным лицам может грозить штраф от 20 тыс. до 30 тыс. руб. А на саму организацию может быть наложен штраф от 500 тыс. до 700 тыс. руб. <24>.
Однако если все акционеры ЗАО находятся в согласии друг с другом и никто из них не требует аудиторского заключения, то по поводу этого штрафа можно не волноваться.
Но не забывайте, что аудиторское заключение надо представить еще и в орган статистики (в налоговую инспекцию его подавать не нужно) <25>. И вот за непредставление такого заключения в Росстат, если прохождение аудита обязательно, предусмотрены административные штрафы <26>:
- на должностных лиц - от 300 до 500 руб.;
- на юридических лиц - от 3 тыс. до 5 тыс. руб.
Так что вашему руководству можно посоветовать сравнить стоимость услуг аудитора с возможной суммой штрафа, учесть, проявляет ли орган статистики интерес к вашей организации, и решить: заказывать проведение аудита или нет.
Примечание
Если вы сомневаетесь, нужен ли вашей организации обязательный аудит, вам может помочь Информация Минфина "Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2015 год".
--------------------------------
<24> Часть 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ; ч. 3 ст. 52 Закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ.
<25> Часть 1 ст. 14, ч. 1, 2 ст. 18 Закона N 402-ФЗ.
<26> Статья 19.7 КоАП РФ; Письмо Росстата от 16.12.2013 N 1578/ОГ.
Давность наложения штрафа за несдачу
аудиторского заключения
А когда можно перестать бояться штрафа за несдачу аудиторского заключения в орган статистики? Слышала, что есть срок давности по наложению административных штрафов и через 2 месяца уже можно забыть про них. Так ли это?
Срок давности действительно есть, но составляет он 3 месяца со дня совершения нарушения - ведь в указанном случае штраф накладывается судом <27>. От какой даты считать 3 месяца - зависит от ситуации.
Ситуация 1. На дату своевременного представления в Росстат бухотчетности у вас имелось аудиторское заключение, но вы не сдали его вместе с отчетностью. Интересующие нас 3 месяца для наложения штрафа отсчитываются с даты сдачи бухотчетности <28>. Ведь по общему правилу, когда на дату сдачи отчетности такое заключение уже есть, его надо представить в органы статистики одновременно с бухотчетностью (но не позднее 31 марта года, следующего за отчетным) <28>.
Когда аудиторского заключения вообще нет, его несдачу в орган статистики одновременно с бухотчетностью нельзя считать совершением нарушения.
Ситуация 2. Бухотчетность сдана, когда аудиторского заключения еще не было, но потом оно появилось (и произошло это до окончания года, следующего за отчетным). В таком случае заключение надо сдать не позднее чем через 10 рабочих дней со дня, следующего за датой подписания аудиторского заключения. И если вы этого не сделаете, вас могут оштрафовать в течение 3 месяцев, следующих за 10 указанными выше рабочими днями <28>.
Но отследить несоблюдение вами срока для подачи аудиторского заключения в обеих рассмотренных ситуациях будет довольно тяжело. Орган статистики сможет узнать о дате составления аудиторского заключения только после того, как вы представите его.
Ситуация 3. До конца 2016 г. у вас в принципе не будет аудиторского заключения за 2015 г. Тогда в этот период не может истечь и срок его представления в орган статистики: в таком случае последний день срока для представления заключения аудитора - 31.12.2016. А значит, штрафовать вас до этой даты еще не за что.
И только 1 января 2017 г. вы нарушите срок сдачи такого заключения и у отделения Росстата появится возможность принять меры к тому, чтобы привлечь вас к ответственности.
Для этого ему нужно будет составить протокол и передать дело в суд <29>. И уже суд сможет оштрафовать вашу организацию (ее должностных лиц) в период с 01.01.2017 по 31.03.2017. Лишь после этой довольно далекой даты можно вздохнуть спокойно <30>, если вы решитесь вообще не приглашать аудитора.
--------------------------------
<27> Часть 1 ст. 4.5 КоАП РФ.
<28> Часть 2 ст. 18 Закона N 402-ФЗ.
<29> Статья 28.3, ч. 2 ст. 28.7, ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ.
<30> Часть 1 ст. 4.5, п. 1 ст. 23.1 КоАП РФ.
Л.А.Елина
Экономист-бухгалтер
Подписано в печать
22.01.2016