"Особенности реорганизации и ликвидации ООО с учетом нововведений с 1 июля 2009 года". Налоговый вестник, 2009, N 8
Реорганизация
Реорганизация общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО, Общество) может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования (ст. 51 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", далее - Закон N 14-ФЗ).
Решение о своей реорганизации ООО обязано письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета в срок не позднее трех дней с момента принятия такого решения.
Налоговый орган, получив уведомление о реорганизации, вправе назначить проверку Общества независимо от времени проведения предыдущей проверки за три предшествующих проверке календарных года его деятельности.
Обеспечение прав кредиторов - один из основных вопросов правового регулирования ООО.
Перевод долга на другое лицо возможен лишь с согласия кредитора (ст. 391 Гражданского кодекса РФ). Обязанность письменно уведомить всех кредиторов о реорганизации возлагается на учредителей (участников) ООО или орган, принявший решение о его реорганизации, т.е. практически на само Общество (ст. 60 ГК РФ), - не позднее 30 дней с момента принятия решения о реорганизации.
Кредитор реорганизованного ООО вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является данное юридическое лицо, и возмещения убытков.
ФАС Московского округа в Постановлении от 11.07.2006, 04.07.2006 N КГ-А40/6046-06 пришел к выводу: несоблюдение порядка реорганизации предприятий, а именно отсутствие уведомления кредиторов реорганизуемого предприятия о реорганизации и нарушение в связи с этим их прав и законных интересов, защита которых предусмотрена ст. 60 ГК РФ, являются основанием для признания принятого регистрирующим органом решения о регистрации реорганизации незаконной.
ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 23.10.2007 N А29-7527/2006а отказал истцу в удовлетворении требования о признании недействительной государственной регистрации организации, указав, что анализ ст. 51 Закона N 14-ФЗ свидетельствует о следующем: гражданским законодательством не установлен запрет на осуществление регистрации до истечения 30-дневного срока для предъявления требований кредиторами к реорганизуемому лицу; таким образом, у налогового органа отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации организации.
ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 22.10.2007 N Ф04-7188/2007(39205-А75-15), проанализировав нормы ст. 51 Закона N 14-ФЗ, отказал налоговому органу в удовлетворении требования о признании недействительной государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, указав, что налоговый орган не представил суду доказательства наличия неправомерных действий регистрирующего органа при государственной регистрации юридического лица.
В Постановлении от 19.03.2007 N Ф04-7348/2006(31792-А27-38) тот же суд отказал в удовлетворении требования кредитора-истца, основанного на нормах ст. ст. 51 и 55 Закона N 14-ФЗ, о признании недействительной государственной регистрации организации при создании путем реорганизации организации, кредитором которой является истец, в форме выделения. При этом суд указал, что права кредитора при реорганизации не были нарушены.
Гарантии прав кредиторов
Гражданским законодательством гарантированы права кредиторов в случае реорганизации юридического лица (ст. 60 ГК РФ).
В частности, на учредителей (участников) или орган, принявших решение о реорганизации, возлагается обязанность уведомить об этом (письменно) всех кредиторов реорганизуемого юридического лица. Реальное значение этой обязанности состоит в том, что каждому из кредиторов принадлежит право потребовать прекращения обязательства, в котором реорганизованное юридическое лицо является должником.
Данные гарантии также заключаются в обязанности учредителя письменно извещать кредиторов о принятом решении о преобразовании. Кредиторы имеют право прекращения или досрочного исполнения обязательств, должником по которым является преобразуемое юридическое лицо, и возмещения убытков.
С учетом действия ст. 323 ГК РФ, содержащей общее правило о правах кредитора при солидарной обязанности должников, следует прийти к выводу: кредитор в подобных случаях вправе предъявить свои требования ко всем вновь созданным юридическим лицам или к любому из них в полном объеме, а тот, кто удовлетворит требование кредитора, вправе в порядке регресса взыскать с остальных вновь созданных юридических лиц уплаченную им сумму в равных долях, за исключением своей доли.
Правопреемство
При реорганизации возникает вопрос о правопреемстве, т.е. переходе прав и обязанностей на основании передаточного акта или разделительного баланса. Порядок такого перехода в зависимости от формы реорганизации юридического лица установлен в ст. 58 ГК РФ.
Составление передаточного акта (разделительного баланса) предшествует завершению разделения юридического лица.
При реорганизации фирмы путем разделения или выделения нужно составить так называемый разделительный баланс.
При реорганизации компании путем слияния, присоединения или преобразования необходимо составить передаточный акт.
Основные требования к данному документу установлены ст. 59 ГК РФ. Согласно п. 1 этой статьи акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников.
К передаточному акту прикладывают бумаги, подтверждающие наличие и оценку имущества и обязательств присоединяемых юридических лиц. К таким документам относят:
- заключительную бухгалтерскую отчетность присоединяющихся организаций. В соответствии с ней определяют состав имущества и обязательств реорганизуемой организации, а также их оценку на последнюю отчетную дату;
- акты (описи) инвентаризации имущества и обязательств реорганизуемой организации, которую проводят перед оформлением передаточного акта;
- первичные документы по материальным ценностям (акты или накладные приемки-передачи основных средств, материально-производственных запасов и др.), перечни (описи) имущества, которое должно быть передано (принято) при реорганизации;
- расшифровки (описи) кредиторской и дебиторской задолженностей. В них должна быть информация о том, что дебиторы и кредиторы письменно уведомлены о переходе имущества и обязательств по договорам к правопреемнику, а также собраны данные по расчетам с бюджетом и государственными внебюджетными фондами.
У передаточного акта (разделительного баланса) нет установленной формы, поэтому он должен отвечать требованиям ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Рассмотрим конкретные формы реорганизации Обществ.
Слияние
Согласно ст. 52 Закона N 14-ФЗ слиянием Обществ признается создание нового Общества с передачей ему всех прав и обязанностей двух или нескольких Обществ и прекращением последних. Данная норма базируется на положениях ст. ст. 57 - 59, 92 ГК РФ, но при этом существенно конкретизирует их и устанавливает новые правила.
При слиянии Обществ все права и обязанности каждого Общества, участвовавшего в слиянии, переходят к ООО, возникающему в результате слияния. Общества, участвовавшие в слиянии, прекращают свое существование в качестве юридических лиц.
В результате слияния возникает новое ООО, подлежащее государственной регистрации в установленном порядке. Факт государственной регистрации такого Общества влечет возникновение нового ООО в качестве юридического лица, и с этого момента к нему переходят права и обязанности всех Обществ, участвовавших в слиянии.
Согласно п. 3 ст. 57 ГК РФ в случаях, установленных законом, слияние Обществ может быть осуществлено лишь с согласия уполномоченных государственных органов.
В случаях, указанных в ст. 27 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), слияние Обществ осуществляется с предварительного согласия антимонопольного органа.
В гл. 5 Закона N 14-ФЗ речь идет о случаях добровольной реорганизации ООО.
В соответствии со ст. 57 ГК РФ возможно выделение Общества по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. В частности, в ст. 38 Закона N 135-ФЗ установлены основания и порядок принудительного выделения коммерческих организаций.
Общее собрание участников каждого Общества, участвующего в реорганизации в форме слияния, принимает решение о такой реорганизации, об утверждении договора о слиянии и устава Общества, создаваемого в результате слияния, а также об утверждении передаточного акта (п. 2 ст. 52 Закона N 14-ФЗ). Таким образом, в повестку дня общего собрания каждого из Обществ, участвующих в слиянии, в обязательном порядке включаются, как минимум, все указанные выше вопросы.
Нововведения с 1 июля 2009 года
Федеральным законом от 30.12.2008 N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 312-ФЗ) положения п. 3 ст. 52 Закона N 14-ФЗ изложены в новой редакции.
Если ранее было установлено, что договор о слиянии является наряду с уставом учредительным документом нового Общества, создаваемого в результате слияния, и должен соответствовать установленным требованиям к учредительному договору, то теперь такие положения из п. 3 ст. 52 Закона N 14-ФЗ исключены.
ФАС Уральского округа в Постановлении от 15.03.2006 N Ф09-598/06-С4 пришел к выводу: решение Общества, подписанное ответчиком, не имеет юридической силы, поскольку на момент подписания договора о слиянии он не являлся учредителем Общества, т.е. не имел полномочий принимать решение о его реорганизации.
Присоединение
Различие между такими способами реорганизации, как слияние (ст. 52 Закона N 14-ФЗ) и присоединение (ст. 53 Закона N 14-ФЗ), состоит в том, что при реорганизации в форме слияния все Общества, участвующие в этом, прекращают свое существование, возникает совершенно новое Общество. При реорганизации в форме присоединения одно из Обществ, к которому будет осуществлено присоединение остальных, сохранится, присоединившиеся Общества свое существование прекратят.
Государственной регистрации в этом случае подлежит не Общество, к которому осуществлялось присоединение, а изменения и дополнения в его учредительных документах.
Такая регистрация осуществляется в соответствии с правилами, установленными гл. VI Закона N 129-ФЗ.
Общество, к которому осуществлялось присоединение, считается реорганизованным не с момента государственной регистрации (как это имеет место при других формах реорганизации), а с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) записи о прекращении деятельности присоединенного (присоединенных) Общества (Обществ).
Если к Обществу присоединяется не одно, а два или более Обществ, моментом завершения реорганизации Общества, к которому осуществлялось присоединение, следует считать момент внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных Обществ. Присоединившиеся Общества (Общество) с этого момента прекращают свое существование.
Нововведения с 1 июля 2009 года
Закон N 14-ФЗ устанавливал, что совместное общее собрание участников Обществ, участвующих в присоединении, вносит в устав Общества, к которому осуществляется присоединение, не только изменения, связанные с изменением состава участников, определением размеров их долей, а также иные изменения, предусмотренные договором о присоединении. В упрощенной новой редакции п. 3 ст. 53 Закона N 14-ФЗ указано на обязанность совместного общего собрания вносить изменения, предусмотренные договором о присоединении.
Также Законом N 312-ФЗ в ст. 53 Закона N 14-ФЗ введен новый п. 3.1, устанавливающий перечень долей, подлежащих погашению при присоединении Общества.
Отсутствие подобной нормы в ранее действовавшей редакции Закона N 14-ФЗ порождало правовую неопределенность.
Разделение
Порядок и условия разделения ООО (ст. 54 Закона N 14-ФЗ) определяются решением общего собрания участников Общества.
Если в результате разделения образуются акционерные общества (далее - АО), в этой же статье прописан порядок конвертации долей в акции вновь создаваемых АО. При соответствующем решении собрания участников о разделении в нем может быть предусмотрено перераспределение долей между участниками при конвертации их в акции.
Нововведения с 1 июля 2009 года
В связи с тем что Законом N 312-ФЗ учредительный договор исключен из состава учредительных документов ООО, в п. 3 ст. 54 Закона N 14-ФЗ внесены изменения, в результате которых не действует положение о том, что участники каждого Общества, создаваемого в результате разделения, подписывают учредительный договор.
Выделение
При реорганизации в форме выделения (ст. 55 Закона N 14-ФЗ) вновь создается одно или более ООО. В отличие от разделения (ст. 54 Закона N 14-ФЗ), при выделении реорганизованное Общество продолжает действовать в качестве юридического лица.
При выделении передаются не все, а только часть прав и обязанностей реорганизуемого Общества. Определенные права и обязанности сохраняются за Обществом, реорганизуемым в данной форме.
Государственной регистрации при выделении Общества (Обществ) подлежит вновь созданное в результате выделения Общество (Общества).
В отношении Общества, из которого выделилось одно или несколько новых обществ, следует отметить: в его устав вносятся изменения, предусмотренные в решении о выделении (например, об изменении размера уставного капитала и др.). Указанные изменения, вносимые в устав Общества, подлежат государственной регистрации в установленном порядке.
Нововведения с 1 июля 2009 года
В связи с тем что Законом N 312-ФЗ учредительный договор исключен из состава учредительных документов ООО, в п. 2 внесены изменения, в результате которых не действует положение о том, что участники выделяемого Общества подписывают учредительный договор.
ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 23.03.2006 N А11-7739/2005-К2-24/381 рассмотрел ситуацию, в которой разделительный баланс был принят в нарушение п. 2 ст. 55 Закона N 14-ФЗ, т.е. не был утвержден общим собранием участников и составлен после завершения реорганизации. Суд пришел к выводу: такой баланс не может быть принят в качестве доказательства в рассматриваемом споре.
В Постановлении от 07.05.2007 N А38-1670-14/141-2006 тот же суд, руководствуясь нормами ст. ст. 51 и 55 Закона N 14-ФЗ, отказал истцу в удовлетворении требования о взыскании с ответчика неосновательного обогащения и убытков, а также процентов за пользование чужими денежными средствами. При этом суд указал: нет оснований для удовлетворения требования, т.к. истец не представил доказательства причинения ему убытков.
Преобразование
К числу важных проблем правового статуса коммерческих организаций (в частности, ООО) относятся вопросы, связанные с их созданием, реорганизацией и ликвидацией. Нынешняя коммерческая практика, ссылаясь на необходимость "диверсификации бизнеса" в рыночных условиях, выступает за максимальное упрощение соответствующих правил, ускорение предусмотренных ими процедур (создание и ликвидация юридического лица "за один день" и т.п.) и расширение возможностей (в частности, преобразования любых видов коммерческих организаций в любые виды некоммерческих организаций и т.п.). Между тем очевидны таящиеся здесь для кредиторов и экономически слабых участников оборота (прежде всего отдельных граждан) опасности и возможности злоупотреблений.
В связи с этим становятся понятными изменения, внесенные Законом N 312-ФЗ в порядок преобразования ООО (ст. 56 Закона N 14-ФЗ).
Преобразование - одна из форм реорганизации ООО (п. 1 ст. 57 ГК РФ).
В п. 2 ст. 92 ГК РФ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 312-ФЗ) было закреплено, что ООО вправе преобразоваться в АО или в производственный кооператив. В соответствии с п. 1 ст. 56 Закона N 14-ФЗ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 312-ФЗ) Общество было вправе преобразоваться в АО, общество с дополнительной ответственностью или производственный кооператив.
Согласно п. 2 ст. 92 ГК РФ (в ред. Закона N 312-ФЗ) ООО вправе преобразоваться в хозяйственное общество другого вида, хозяйственное товарищество или производственный кооператив. Аналогичные изменения внесены и в п. 1 ст. 56 Закона N 14-ФЗ.
Таким образом, например, преобразование ООО в полное товарищество:
- до 1 июля 2009 г. - не допускалось;
- с 1 июля 2009 г. - допускается.
Как до 1 июля 2009 г., так и после указанной даты преобразование ООО в государственное или муниципальное унитарное предприятие не допускается.
Ликвидация
Сущность ликвидации по смыслу ст. 61 ГК РФ состоит в прекращении юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Ликвидация может быть добровольной или принудительной.
Добровольная ликвидация (ст. 57 Закона N 14-ФЗ) состоит из следующих этапов:
- участники Общества принимают решение о ликвидации и назначении ликвидационной комиссии;
- комиссия ведет деятельность по ликвидации (публикует в печатных изданиях объявления о ликвидации, выявляет кредиторов и получает дебиторскую задолженность, проводит инвентаризацию и составляет промежуточный ликвидационный баланс, удовлетворяет требования выявленных кредиторов, составляет окончательный ликвидационный баланс и распределяет оставшееся имущество компании между участниками);
- в ЕГРЮЛ вносятся записи о прекращении юридического лица.
Принудительная ликвидация осуществляется по решению суда в случаях, если:
- при создании ООО были допущены грубые нарушения закона, носящие неустранимый характер;
- деятельность ООО осуществляется без лицензии;
- деятельность ООО запрещена законодательством Российской Федерации;
- деятельность ООО осуществляется с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Положения ст. ст. 62 и 63 ГК РФ фактически устанавливают порядок действий по ликвидации организации.
В первую очередь, на основании п. 1 ст. 62 ГК РФ участники должны сообщить о начале ликвидации в уполномоченный государственный орган (ФНС России с 1 июля 2002 г. вносит записи о создании, реорганизации и ликвидации компаний в ЕГРЮЛ).
Сообщение в государственный орган о начале ликвидации производится по форме N Р15001, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439. Порядок заполнения формы приведен в Методических разъяснениях, утвержденных Приказом ФНС России от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@.
Известить соответствующий орган участники ООО должны в течение трех дней с момента принятия решения о ликвидации.
Решив ликвидировать ООО, его участники должны назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора). О создании такой комиссии также нужно уведомить регистрирующий орган (по форме N Р15002, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.02.2002 N 439).
В соответствии с п. 3 ст. 62 ГК РФ как только ликвидационная комиссия назначена, к ней переходят полномочия по управлению делами организации, в т.ч. выступление в суде от имени ликвидируемой организации.
Далее применяются правила, установленные ст. 63 ГК РФ.
В первую очередь, ликвидационная комиссия должна опубликовать объявление о ликвидации в журнале. В объявлении необходимо сообщить не только о факте ликвидации ООО, но и о времени, в течение которого кредиторы могут предъявить свои требования к Обществу. Этот срок не может быть меньше двух месяцев с момента публикации.
Особое внимание следует обратить на выбранное издание, в нем должны публиковаться данные о государственной регистрации юридического лица.
После того как объявление о ликвидации размещено, ликвидационная комиссия проводит инвентаризацию имущества ООО и его обязательств. В ее ходе ликвидационная комиссия выявляет всех кредиторов Общества и письменно извещает их о том, что Общество находится в стадии ликвидации.
Не следует забывать и об интересах собственников: ликвидационная комиссия должна приложить все усилия для получения дебиторской задолженности.
После того как истек срок, в течение которого кредиторы могут предъявлять свои требования, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс. В нем должны содержаться сведения о составе имущества фирмы и перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Баланс утверждают участники ООО, а далее он представляется в регистрирующий орган вместе с уведомлением по форме N Р15003, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.02.2002 N 439.
Очередность выполнения требований кредиторов установлена п. 1 ст. 64 ГК РФ:
- в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда;
- во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
- в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
- в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.
Девятый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 06.02.2007, 13.02.2007 N 09АП-199/07-ГК удовлетворил требование истца о признании недействительным решения общего собрания участников организации о реорганизации, указав, что на основании ст. 57 Закона N 14-ФЗ решение о ликвидации Общества принимается на общем собрании его участников, а в данном случае истец, являясь участником организации, в общем собрании участия не принимал.
Ликвидационный баланс
Согласно п. 5 ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс после завершения расчетов с кредиторами. Однако если ликвидационный баланс не позволяет сделать вывод о том, что все расчеты с кредиторами завершены, требования Общества к регистрирующему органу о выдаче свидетельства о ликвидации юридического лица в связи с внесением записи в ЕГРЮЛ о государственной регистрации прекращения его деятельности не будут удовлетворены.
Пример (по материалам Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 09.01.2008 N Ф08-8532/07).
Суть дела.
Участником ООО было принято решение о его ликвидации.
В связи с этим в ЕГРЮЛ была внесена запись о принятии решения о ликвидации и в периодическом печатном издании было размещено объявление об этом.
Налоговым органом ООО было направлено требование об уплате налога и приняты меры по взысканию сумм налогов и пеней в бесспорном порядке.
Решением участника ООО был утвержден ликвидационный баланс.
Регистрирующий орган принял решение отказать в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией на основании пп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации), согласно которому отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных законом необходимых для государственной регистрации документов. Представленный в регистрирующий орган ликвидационный баланс не подтверждает завершения всех расчетов с кредиторами, т.к. имеются сведения об отсутствии удовлетворения требований по обязательным платежам в бюджет.
ООО обратилось в арбитражный суд с заявлением к регистрирующему органу о признании недействительным его решения об отказе в государственной регистрации и обязании выдать свидетельство о ликвидации юридического лица в связи с внесением записи в ЕГРЮЛ о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица.
Позиция суда.
В соответствии со ст. 1 Закона о государственной регистрации законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из ГК РФ, Закона о государственной регистрации и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно ст. 21 Закона о государственной регистрации для государственной регистрации при ликвидации юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
- ликвидационный баланс;
- документ об уплате госпошлины.
В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
В соответствии с п. 5 ст. 63 ГК РФ ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, после завершения расчетов с кредиторами. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
В силу ст. 57 Конституции РФ и ст. 45 НК РФ налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налогов. Данная обязанность согласно пп. 4 п. 3 ст. 44 НК РФ прекращается с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетом (внебюджетными фондами) в соответствии со ст. 49 НК РФ.
В связи с этим, поскольку ликвидируемое юридическое лицо не выполнило все обязательства по удовлетворению требований кредиторов, суд отказал Обществу в удовлетворении его требований.
При рассмотрении данного дела суд также указал на то, что кредиторы, в т.ч. и налоговый орган, обязаны соблюдать установленный законом порядок предъявления требований.
Срок заявления требований кредиторами устанавливается ликвидационной комиссией и не может быть менее двух месяцев (п. 1 ст. 63 ГК РФ).
Пункты 2 и 5 ст. 63 ГК РФ предусматривают последовательное составление двух ликвидационных балансов - промежуточного и окончательного.
Промежуточный баланс отражает состояние дел и имущества ликвидируемого юридического лица на момент принятия решения о ликвидации и консолидирует соответствующие данные, на базе которых ликвидационная комиссия проводит расчеты с кредиторами и заявляет претензии и иски к должникам. Кредиторы ликвидируемого юридического лица вправе предъявлять к нему требования, не учтенные в промежуточном ликвидационном балансе, а должники могут оспаривать предъявленные к ним претензии; споры решаются в судебном порядке.
Достоверность сведений, указанных в ликвидационном балансе, чрезвычайно важна, т.к. данная информация отражает имущественное и финансовое положение юридического лица после завершения расчетов с кредиторами.
Ликвидационный баланс и приложения к нему содержат сведения об итогах деятельности ликвидационной комиссии, в т.ч. о взыскании и реализации имущества юридического лица, об удовлетворенных и неудовлетворенных требованиях кредиторов, об имуществе юридического лица, списанном на убытки вследствие невозможности его взыскания.
Таким образом, неправомерно игнорирование ликвидируемыми юридическими лицами отдельных требований кредиторов при составлении ликвидационного баланса.
В Постановлении ФАС Поволжского округа от 29.11.2007 N А65-6715/2007-СА2-8 суд также отказал в удовлетворении требования к регистрирующему органу, т.к. у ликвидируемого юридического лица имелись не указанные им в промежуточном ликвидационном балансе недоимки по налогам. В связи с этим суд пришел к выводу о недостоверности ликвидационного баланса.
Удовлетворяя требования о признании незаконным отказа регистрирующего органа в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с непредставлением заявителем уведомления кредиторов, ФАС Центрального округа в Постановлении от 18.09.2007 N А14-492/2007/11/24 учел положения ст. 51 Закона N 14-ФЗ, ст. 57 ГК РФ, ст. 17 Закона о государственной регистрации и исходил из следующего: все необходимые для государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица документы при обращении с заявлением в регистрирующий орган заявителем были представлены.
Распределение имущества
В соответствии с п. 5 ст. 63 ГК РФ после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Таким образом, после удовлетворения требований кредиторов составляется ликвидационный баланс, утверждаемый участниками ООО. Данный баланс является последним за время существования ликвидируемого Общества, и в нем фактически содержится информация об имуществе Общества до расчетов с учредителями.
Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на него или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица (п. 7 ст. 63 ГК РФ).
Следовательно, имущество, оставшееся после погашения долгов, передается участникам Общества.
В первую очередь на основании ст. 58 Закона N 14-ФЗ между собственниками распределяется невыплаченная часть прибыли, а затем и все оставшееся имущество организации пропорционально долям в уставном капитале.
После распределения имущества между собственниками ООО должно закрыть все свои счета в банках.
Завершение ликвидации
Для завершения процедуры ликвидации в регистрирующий орган представляются следующие документы:
- заявление по форме N Р16001, утвержденное Постановлением N 439, подпись руководителя ликвидационной комиссии или ликвидатора в заявлении должна быть заверена нотариусом;
- ликвидационный баланс;
- квитанция об уплате госпошлины.
Государственная пошлина должна быть заплачена от имени лица, указанного в форме N Р16001 в качестве заявителя.
Помимо указанных документов на практике регистрирующий орган вправе требовать номер и название журнала с объявлением о ликвидации.
Ликвидация общества с ограниченной ответственностью считается завершенной, а Общество - прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (п. 8 ст. 63 ГК РФ).
Ю.М.Лермонтов
Консультант
Минфина России
Подписано в печать
15.07.2009