ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ О БАНКРОТСТВЕ

Главная  / Коммерческая безопасность / Банкротство / ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ О БАНКРОТСТВЕ

 

"Арбитражный управляющий", 2015, N 5

 

ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ О БАНКРОТСТВЕ

 

За последний год было принято множество федеральных законов и актов, которые имеют прямое отношение к законодательству о банкротстве. Многие из них вносят весьма существенные изменения и новшества. Начнем их обзор по порядку.

Федеральный закон от 01.12.2014 N 405-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)".

Согласно данному Закону вводятся следующие изменения в законодательстве:

- вводятся ужесточенные требования к членству в саморегулируемой организации (СРО) и деятельности в целом арбитражных управляющих;

- расширены права СРО: по обращению в арбитражный суд с ходатайством об отстранении конкурсного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве;

- устанавливается обязательное требование аккредитации при саморегулируемой организации для некоторых категорий привлеченных лиц. Так, если ранее необходимость аккредитации была установлена только внутренними документами СРО, и за ее невыполнение предполагалось максимум небольшое дисциплинарное взыскание, то сейчас это уже будет нарушение Закона о банкротстве.

Федеральный закон от 29.12.2014 N 482-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".

Данный Закон вступил в силу 29.01.2015, за исключением отдельных положений. Это наиболее существенный законопроект, которым внесены комплексные изменения большого числа норм Закона о банкротстве, в том числе таких ключевых, как увеличение размера требований до 300 000 руб. для юридических лиц, необходимых для возбуждения дела о банкротстве, в том числе в отношении отдельных категорий должников (еще не вступило в законную силу); изменение правил обращения в суд для кредитных организаций и должника. Кредитные организации могут подавать в суд заявление о банкротстве должника в отсутствии судебного решения. Они лишь должны уведомить должника о намерении подать заявление в суд.

Расширение прав залоговых кредиторов. Отныне залоговые кредиторы вправе голосовать по целому ряду вопросов.

Новый порядок определения СРО арбитражных управляющих при рассмотрении заявления должника. Теперь должник не вправе выбирать даже СРО АУ.

Расширение прав арбитражного управляющего на получение сведений о должнике, благодаря которым арбитражный управляющий может получать более расширенные сведения, в том числе относящиеся к режиму банковской или коммерческой тайны.

Уточнение порядка замещения активов. Например, директора созданного предприятия выбирает собрание кредиторов, это может быть как внешний управляющий, так и другое лицо. Имущество, созданное путем замещения активов, нельзя продавать до того, как будут реализованы акции, которые находятся в конкурсной массе. Также стали обозначены права залоговых кредиторов.

Ужесточение административной ответственности за совершение правонарушений при проведении процедур банкротства.

Изменены последствия введения процедуры наблюдения. Наблюдение становится все больше похожим на процедуру конкурсного производства, и если раньше можно было говорить о возможности восстановления платежеспособности должника после процедуры наблюдения, то сейчас это становится практически нереально сделать.

Федеральный закон от 22.12.2014 N 432-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации".

Он вступил в законную силу 22 июня 2015 г. Закон имеет "прокредиторский" характер, уточняя порядок определения победителя торгов посредством публичного предложения.

Закон также дополняет порядок оспаривания сделок должника. Теперь кредитор, обладающий более 10% от общего размера кредиторской задолженности, не считая размера требований кредитора, в отношении которого оспариваются сделки, и его аффилированных лиц, вправе оспаривать сделки должника.

Федеральный закон от 29.12.2014 N 476-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника".

Данный Закон открывает возможность гражданам признавать себя банкротами в случае, если требования к гражданину составляют не менее пятисот тысяч рублей и указанные требования не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены.

Закон предусматривает 3 вида процедур банкротства для граждан:

- реструктуризацию долгов гражданина - при наличии источника дохода для погашения задолженности в течение 3 лет;

- реализацию имущества гражданина - при невозможности реструктуризации долгов;

- мировое соглашение - при наличии соглашения между должником и кредиторами производство по делу прекращается.

Реализовывать данные процедуры будет финансовый управляющий.

Приказ Минэкономразвития России от 03.07.2015 N 432 "Об утверждении Федерального стандарта деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих "Правила проведения саморегулируемой организацией арбитражных управляющих проверок профессиональной деятельности членов саморегулируемой организации в части соблюдения требований Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", других федеральных законов, иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности".

Благодаря данному Приказу урегулированы сроки и порядок проведения проверки деятельности арбитражного управляющего саморегулируемой организацией арбитражных управляющих, в том числе вопросы формирования проверяющего органа, его полномочий, порядка запроса документов, сроки уведомления о проверке, периодичность проведения проверок, итоговая форма результатов проверки.

Постановление Правительства РФ от 24.03.2015 N 265 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

Этим Постановлением были внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве".

Постановлением расширены возможности подачи заявлений о банкротстве уполномоченным органом. В целях экономии бюджетных средств допускается отложение вопроса о подаче заявления о признании должника банкротом, до получения соответствующей информации, устанавливаются основы межведомственного взаимодействия между органами исполнительной власти в вопросах представления интересов требований бюджета.

Федеральный закон от 29.06.2015 N 154-ФЗ "Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Устанавливаются особенности несостоятельности (банкротства) и государственной регистрации всех должников, дела о банкротстве которых на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов находились в производстве хозяйственных судов, действовавших на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя на указанную дату, а также особенности приобретения членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Республики Крым или города федерального значения Севастополя.

Введен мораторий на вступление положений о банкротстве граждан до 01.10.2015.

Установлено, что дела о банкротстве граждан будут рассматриваться арбитражными судами.

Федеральный закон от 24.11.2014 N 366-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Внесено важное и злободневное изменение - наконец-то поставлена точка в уплате НДС при реализации имущества по делам о банкротстве. Не признаются объектом налогообложения операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами) (вступило в силу с 1 января 2015 г.).

Федеральный закон от 29.06.2015 N 186-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Закон вступает в силу 29.09.2015. В соответствии с ним работники должника приобретают право обращаться с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом) наравне с конкурсными кредиторами и уполномоченными органами.

Должник также вправе обращаться с заявлением в суд о своем банкротстве при наличии задолженности по выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору.

Расширена очередность удовлетворения требований по текущим платежам: задолженность перед работниками погашается во вторую очередь, перед привлеченными арбитражным управляющим лицами - в третью.

Кроме того, внутри второй очереди (работавших и ныне работающих работников) вводятся подочереди:

1. Сначала погашаются требования работников в размере не более тридцати тысяч рублей за каждый месяц на каждого человека.

2. Во вторую подочередь - оставшиеся требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору.

3. В третью подочередь - требования о выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.

 

© 2002-2018 Консалтинговая группа "Ареопаг"
Разработка сайтов Мегагруп
Контакты

г. Новосибирск, ул. Демьяна Бедного, д. 57, офис 24
Тел : 291-25-81
E-mail: info@areopag2002.ru
Схема проезда