О формировании начальной цены продажи в процедурах банкротства

Главная  / Экономическая безопасность / Оценка имущества и бизнеса / О формировании начальной цены продажи в процедурах банкротства

 

О формировании начальной цены продажи в процедурах банкротства
(Рубцова С.Н.)
("Арбитражный управляющий", 2012, N 6)

 

Процедура оценки имущества

Федеральным законом от 28.07.2012 N 144-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в ст. ст. 110, 130, 139 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) были внесены существенные изменения, касающиеся порядка привлечения оценщика для проведения оценки имущества должника, в связи с чем вопрос определения начальной цены продажи имущества должника в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, становится крайне актуальным.

Процедуре оценки имущества должника посвящена ст. 130 Закона о банкротстве. Этой статьей предусмотрены привлечение арбитражным управляющим оценщика для определения стоимости имущества должника и оплата его услуг за счет имущества должника, при этом указано - в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве.

Эти случаи и будут рассмотрены в данной статье.

Отчет об оценке имущества должника подлежит включению арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение двух рабочих дней с даты поступления копии этого отчета в электронной форме.

Кроме того, в п. 2 ст. 130 указано, "если в соответствии с настоящим Федеральным законом привлечение оценщика для определения стоимости имущества должника является обязательным", тогда отчет оценщика об оценке имущества должника - унитарного предприятия либо имущества должника - акционерного общества, более двадцати пяти процентов голосующих акций которого находится в государственной или муниципальной собственности, направляется внешним управляющим, конкурсным управляющим в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на подготовку заключений по отчетам оценщиков.

Статьей 110 Закона о банкротстве регламентирована процедура продажи предприятия должника во внешнем управлении.

В соответствии с изменениями, внесенными в Закон о банкротстве Федеральным законом от 28.07.2012 N 144-ФЗ, начальная цена продажи предприятия определяется решением собрания кредиторов или комитета кредиторов с учетом рыночной стоимости имущества должника, определенной в соответствии с отчетом оценщика (п. 6 ст. 110 Закона о банкротстве), однако далее следует уточнение - в случае, если такая оценка проводилась по требованию конкурсного кредитора или уполномоченного органа в соответствии с Законом о банкротстве.

Из анализа п. 5.1 ст. 110 Закона о банкротстве можно предположить один из вариантов (рассмотрим его для дальнейшего сравнения с ситуацией, складывающейся в конкурсном производстве): конкурсный кредитор или уполномоченный орган (если размер требования конкурсного кредитора или размер требования уполномоченного органа превышает два процента общей суммы требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов) направляют внешнему управляющему требование о привлечении оценщика с указанием имущества, в отношении которого требуется оценка, в течение тридцати рабочих дней с даты включения сведений о результатах инвентаризации имущества должника в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.

В течение двух месяцев с даты поступления такого требования внешний управляющий обязан обеспечить проведение оценки указанного имущества за счет имущества должника.

При недостаточности денежных средств должника для проведения оценки имущества по требованию конкурсного кредитора или уполномоченного органа внешний управляющий уведомляет об этом лицо, заявившее соответствующее требование, в течение двух рабочих дней с даты его поступления. В данном случае оценка имущества должника проводится, если конкурсный кредитор или уполномоченный орган, заявившие требование о проведении оценки имущества, перечислят на счет должника денежные средства для оплаты услуг оценщика в размере их стоимости.

По итогам продажи предприятия (имущества) должника указанные денежные средства подлежат возврату конкурсному кредитору или уполномоченному органу в очередности, установленной п. 2 ст. 134 Закона о банкротстве (в первую очередь удовлетворяются требования по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, с взысканием задолженности по выплате вознаграждения лицам, исполнявшим обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве, требования по текущим платежам, связанным с оплатой деятельности лиц, привлечение которых арбитражным управляющим для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве в соответствии с настоящим Федеральным законом является обязательным, в том числе с взысканием задолженности по оплате деятельности указанных лиц).

Отчет об оценке имущества должника подлежит включению внешним управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение двух рабочих дней с даты поступления копии этого отчета в электронной форме.

Повторная оценка имущества должника, в отношении которого ранее было заявлено требование о проведении оценки в соответствии с этим пунктом, проводится в случае принятия на себя конкурсным кредитором или уполномоченным органом расходов на проведение такой оценки.

Возникает вопрос: а если конкурсный кредитор или уполномоченный орган не направляли внешнему управляющему требования о привлечении оценщика и такая оценка не проводилась, каким образом и на основании чего определяется начальная цена продажи предприятия решением собрания кредиторов или комитета кредиторов? Каким образом, кем и на основании каких данных определяется рыночная стоимость имущества должника, с учетом которой происходит определение начальной цены продажи предприятия-должника?

Следует отметить, что в соответствии с п. 7.1 ст. 110 Закона о банкротстве именно внешний управляющий представляет собранию кредиторов или в комитет кредиторов для утверждения предложения о продаже предприятия должника.

Предложение о продаже предприятия должника, представляемое для утверждения собранию кредиторов или в комитет кредиторов, должно включать в себя сведения о предприятии, его составе, характеристиках, о сроках его продажи, о форме торгов (аукцион или конкурс), об условиях конкурса (в случае, если продажа предприятия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется путем проведения конкурса), о средствах массовой информации и сайтах в сети "Интернет", где предлагается соответственно опубликовать и разместить сообщение о продаже предприятия, о сроках опубликования и размещения указанного сообщения, о форме представления предложений о цене предприятия и, что очень важно, о начальной цене его продажи.

В случае если в сроки, установленные планом внешнего управления, или в течение двух месяцев с даты представления внешним управляющим собранию кредиторов или в комитет кредиторов предложений о продаже предприятия должника (если планом внешнего управления сроки утверждения не установлены) собранием кредиторов или комитетом кредиторов не утверждены сведения о предприятии, о сроках его продажи, о форме торгов, об условиях конкурса (в случае, если продажа предприятия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется путем проведения конкурса), о форме представления предложений о цене предприятия, о начальной цене его продажи, о средствах массовой информации и сайтах в сети "Интернет", где предлагается соответственно опубликовать и разместить сообщение о продаже предприятия, о сроках опубликования и размещения указанного сообщения, управляющий вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об утверждении порядка, сроков и условий продажи предприятия должника.

В случае если по требованию конкурсного кредитора или уполномоченного органа в соответствии с Законом о банкротстве проводилась оценка имущества должника, предложение о продаже предприятия должника представляется для утверждения собранию кредиторов или в комитет кредиторов после включения отчета об оценке имущества должника в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.

Предложения о начальной цене продажи предприятия

В этой связи возникает вопрос, каким образом и на основании каких данных внешний управляющий формирует свои предложения о начальной цене продажи предприятия, включаемые в представляемые собранию кредиторов или в комитет кредиторов для утверждения предложения о продаже предприятия должника, если требований конкурсного кредитора или уполномоченного органа о проведении оценки имущества должника не поступало, оценка имущества должника не проводилась и, соответственно, арбитражный управляющий не располагает данными о рыночной стоимости имущества должника, определенной в соответствии с отчетом оценщика?

С аналогичными проблемами мы сталкиваемся в конкурсном производстве. Статьей 129 Закона о банкротстве среди прочих сформулированы и такие обязанности конкурсного управляющего, как включение в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведений о результатах инвентаризации имущества должника в течение трех рабочих дней с даты ее окончания и привлечение оценщика для оценки имущества должника в случаях, предусмотренных Федеральным законом о банкротстве.

Продажа имущества должника в ходе конкурсного производства регулируется ст. 139 Закона о банкротстве.

Так же как и во внешнем управлении, в конкурсном производстве в течение десяти рабочих дней с даты включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведений о результатах инвентаризации имущества должника конкурсный кредитор или уполномоченный орган, если размер требования конкурсного кредитора или размер требования уполномоченного органа превышает два процента общей суммы требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов, вправе направить конкурсному управляющему требование о привлечении оценщика с указанием состава имущества должника, в отношении которого требуется проведение оценки.

В течение двух месяцев с даты поступления такого требования конкурсный управляющий обязан обеспечить проведение оценки указанного имущества за счет имущества должника.

Отчет об оценке имущества должника подлежит включению конкурсным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение двух рабочих дней с даты поступления копии этого отчета в электронной форме.

Однако заметим, что такого требования со стороны конкурсных кредиторов или уполномоченного органа в адрес конкурсного управляющего о привлечении оценщика с указанием состава имущества должника, в отношении которого требуется проведение оценки, может и не поступить.

В течение одного месяца с даты окончания инвентаризации предприятия должника или оценки имущества должника в случае, если такая оценка проводилась по требованию конкурсного кредитора или уполномоченного органа в соответствии с Законом о банкротстве, конкурсный управляющий обязан представить собранию кредиторов или в комитет кредиторов для утверждения предложение о продаже имущества должника, включающее в себя сведения о составе этого имущества, о сроках его продажи, о форме торгов (аукцион или конкурс), об условиях конкурса (в случае, если продажа этого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется путем проведения конкурса), о форме представления предложений о цене этого имущества, о начальной цене его продажи, о средствах массовой информации и сайтах в сети "Интернет", где предлагается соответственно опубликовать и разместить сообщение о продаже этого имущества, о сроках опубликования и размещения указанного сообщения.

Аналогично ситуации, складывающейся во внешнем управлении, возникает вопрос, каким образом и на основании каких данных конкурсный управляющий формирует свои предложения о начальной цене продажи предприятия, включаемые в представляемые собранию кредиторов или в комитет кредиторов для утверждения предложения о продаже предприятия должника, если требований конкурсного кредитора или уполномоченного органа о проведении оценки имущества должника не поступало, оценка имущества должника не проводилась и, соответственно, конкурсный управляющий не располагает данными о рыночной стоимости имущества должника, определенной в соответствии с отчетом оценщика?

В случае если в течение двух месяцев с даты представления конкурсным управляющим собранию кредиторов или в комитет кредиторов предложения о продаже имущества должника собранием кредиторов или комитетом кредиторов не утверждено такое предложение, включающее в себя сведения о составе этого имущества, о сроках его продажи, о форме торгов, об условиях конкурса (в случае, если продажа этого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется путем проведения конкурса), о форме представления предложений о цене этого имущества, о начальной цене его продажи, о средствах массовой информации и сайтах в сети "Интернет", где предлагается соответственно опубликовать и разместить сообщение о продаже этого имущества, о сроках опубликования и размещения указанного сообщения, конкурсный управляющий вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об утверждении порядка, сроков и условий продажи этого имущества.

После проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к его продаже. Продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном п. п. 3 - 19 ст. 110 и п. 3 ст. 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных ст. 139 Закона о банкротстве. Денежные средства, вырученные от продажи имущества должника, включаются в состав имущества должника.

Не совсем ясно, в какой взаимной увязке находятся рассмотренные выше п. п. 5.1 и 6 ст. 110, предусматривающие право конкурсного кредитора или уполномоченного органа направить внешнему управляющему требование о привлечении оценщика, с п. 5 ст. 130, в соответствии с которым на основании решения собрания кредиторов или комитета кредиторов оценка движимого имущества должника, балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи заявления о признании должника банкротом, составляет менее чем сто тысяч рублей, может быть проведена без привлечения оценщика. А также п. п. 1 и 5 ст. 139 Закона о банкротстве, предусматривающие, с одной стороны, то, что конкурсный кредитор или уполномоченный орган вправе направить конкурсному управляющему требование о привлечении оценщика с указанием состава имущества должника, в отношении которого требуется проведение оценки, а с другой стороны, то, что имущество должника, балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату до даты открытия конкурсного производства составляет менее чем сто тысяч рублей, продается в порядке, установленном решением собрания кредиторов или комитета кредиторов. Кроме того, в соответствии с п. 5 ст. 130 Закона о банкротстве на основании решения собрания кредиторов или комитета кредиторов оценка движимого имущества должника, балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи заявления о признании должника банкротом, составляет менее чем сто тысяч рублей, может быть проведена без привлечения оценщика.

Возникает вопрос: а значит ли это, что оценка недвижимого имущества (а может быть и движимого имущества), балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи заявления о признании должника банкротом, составляет более чем сто тысяч рублей, должна проводиться обязательно с привлечением оценщика?

И как это согласуется с правом конкурсных кредиторов или уполномоченного органа направить арбитражному управляющему требование о привлечении оценщика?

На наш взгляд, требование к арбитражному управляющему о формировании своих предложений о начальной цене продажи предприятия в условиях отмены обязательности привлечения оценщика в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, автоматически повышает значимость инвентаризации, проводимой арбитражными управляющими.

При формировании своих предложений о начальной цене продажи предприятия (имущества) должника в случае, если требований конкурсного кредитора или уполномоченного органа о проведении оценки имущества должника не поступало, оценка имущества должника не проводилась и, соответственно, арбитражный управляющий не располагает данными о рыночной стоимости имущества должника, определенной в соответствии с отчетом оценщика, для представления предложений о начальной цене продажи предприятия (имущества) должника на собрание кредиторов или в комитет кредиторов, арбитражный управляющий должен опираться на результаты проведенной инвентаризации имущества должника.

Обязательность проведения инвентаризации в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, предусмотрена как Законом о банкротстве - ст. 99 "Права и обязанности внешнего управляющего" и ст. 129 "Полномочия конкурсного управляющего" Закона о банкротстве, так и Положением "О бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации", утвержденным Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее - Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ) - п. 27 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ.

В ходе процедуры внешнего управления в соответствии с п. 2 ст. 99 Закона о банкротстве внешний управляющий обязан как принять в управление имущество должника и провести его инвентаризацию, так и в течение трех рабочих дней с даты окончания инвентаризации имущества должника включить в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о результатах такой инвентаризации, аналогично в конкурсном производстве в соответствии с п. 2 ст. 129 конкурсный управляющий обязан принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества, включить в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о результатах инвентаризации имущества должника в течение трех рабочих дней с даты ее окончания.

Общие правила проведения инвентаризации установлены Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств" (далее - Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств).

Однако это не единственный нормативный правовой акт, который регламентирует различные аспекты, связанные с проведением инвентаризации. Так, состав имущества должника - юридического лица определяется в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее по тексту - ПБУ N 34н). Кроме того, вопросы бухгалтерского учета и отчетности регулируются Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее по тексту - Закон о бухгалтерском учете), Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету, другими нормативными правовыми актами и методическими указаниями по вопросам бухгалтерского учета.

Исходя из того что определение для собрания кредиторов предложений по начальной цене продажи может осуществляться арбитражным управляющим на основе данных инвентаризации предприятия, проводимой в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, рассмотрим наиболее существенные моменты этой работы.

В общем случае инвентаризации подлежат все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств (п. 1.3 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств) и инвентаризация проводится в целях выявления фактического наличия имущества, сопоставления фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета, а также проверки полноты отражения в бухгалтерском учете обязательств организации.

Соответственно, основными целями инвентаризации имущества должника, проводимой арбитражным управляющим в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, являются: выявление фактического наличия имущества; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств, и, кроме того, при проведении инвентаризации в конкурсном производстве у конкурсного управляющего появляются также дополнительные цели, такие как: уточнение стоимостных характеристик различных групп активов, подготовка предложений по определению начальной цены продажи (расчетной цены) имущества должника по результатам проведенной инвентаризации.

В соответствии с п. 1.2 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств под имуществом организации понимаются основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы: основные средства; нематериальные активы; финансовые вложения; незавершенное капитальное строительство и иные вложения во внеоборотные активы; животные на выращивании и откорме; производственные запасы; готовая продукция; товары; незавершенное производство и расходы будущих периодов; прочие запасы; денежные средства; денежные эквиваленты; дебиторская задолженность, в том числе по расчетам: с покупателями и заказчиками по оплате отгруженной продукции (товаров), выполненных работ, оказанных услуг; с поставщиками и подрядчиками по суммам выданных авансов и предоплат; с заемщиками по суммам выданных займов и причитающихся к получению процентов; с бюджетом и внебюджетными фондами по налогам и страховым взносам; с работниками по заработной плате, по подотчетным суммам, по недостачам и хищениям.

Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, фактически находящееся в организации и не учтенное по каким-либо причинам.

Для проведения инвентаризации создается инвентаризационная комиссия, персональный состав инвентаризационной комиссии утверждает внешний (конкурсный) управляющий приказом (постановлением, распоряжением). Унифицированная форма данного приказа (форма N ИНВ-22) утверждена Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации" (далее - Постановление Госкомстата России от 18.08.1998 N 88). В приказе также указываются сроки проведения инвентаризации и причины ее проведения.

Анализ бухгалтерских документов

Основным способом выявления имущества должника является анализ бухгалтерских документов. Бухгалтерские документы и отчетность составляются на основании первичных документов, которые можно использовать и для подтверждения права собственности, и для оспаривания сделок, и для реализации других механизмов увеличения конкурсной массы.

Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи, сличительные описи или акты инвентаризации (далее - описи).

Для оформления хода проведения и результатов инвентаризации в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражные управляющие могут применять формы по инвентаризации имущества и финансовых обязательств согласно Приложениям к Методическим указаниям по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, унифицированные формы, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88.

Таким образом, ход инвентаризации и требования к ее проведению детально регламентируются Методическими указаниями по инвентаризации имущества и другими нормативными правовыми актами. Представляется, что необходимость в подробном рассмотрении данного процесса отсутствует. В то же время следует выделить некоторые моменты, требующие, на наш взгляд, особого внимания со стороны конкурсного управляющего.

Первое, на что хотелось бы обратить внимание арбитражных управляющих: по итогам инвентаризации должны быть отрегулированы выявленные в ходе ее проведения расхождения фактического наличия имущества против данных бухгалтерского учета и отчетности. При этом следует учитывать, что речь идет не только о материально-вещественной форме имущества, но и о стоимостной.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Закона о бухгалтерском учете, а также в соответствии с п. 23 ПБУ N 34н имущество, обязательства и иные факты хозяйственной деятельности для отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности подлежат оценке в денежном выражении.

Данное требование подтверждено и Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", вступающим в силу с 01.01.2013. Согласно положениям данного Закона установлена обязательность денежного измерения объектов бухгалтерского учета и валютой денежного измерения является валюта Российской Федерации. В связи с этим Законом установлена обязательность пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации.

Аналогично в соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", а также в соответствии с п. 23 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ имущество, обязательства и иные факты хозяйственной деятельности для отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности подлежат оценке в денежном выражении.

На практике возникает ряд проблем, связанных с выявлением имущества должника в процессе инвентаризации.

Выявление зданий и сооружений осложнено тем, что часто недвижимое имущество должника не зарегистрировано. Перед проведением инвентаризации основных средств рекомендуется проверить наличие и состояние инвентарных карточек собственных объектов основных средств, в том числе сданных в аренду, а также основных средств, полученных в лизинг и учитываемых согласно договору на балансе организации.

При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости инвентаризационная комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих право собственности организации на указанные объекты. Также проверяется наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов, находящиеся в собственности организации.

В соответствии со ст. 131 части первой Гражданского кодекса РФ от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ единственным подтверждением права собственности на объект недвижимого имущества является его регистрация в Едином государственном реестре. Что же делать в случае, если имущество есть, стоит на балансе, но не зарегистрировано? Скорее всего, оно должно быть отражено в инвентаризации как имущество должника, а впоследствии зарегистрировано. Однако в соответствии с Законом о банкротстве такая регистрация должна быть произведена в течение одного месяца, разделяющего окончание инвентаризации от утверждения предложений о порядке, сроках и об условиях продажи имущества должника. В противном случае окажется, что в конкурсную массу включено имущество, право на которое еще не подтверждено. Вполне может оказаться, что конкурсный управляющий не сможет зарегистрировать право собственности из-за недостаточности документов или суд откажет ему в иске о признании права собственности. В этом случае предложения будут содержать условия продажи не принадлежащих должнику объектов недвижимости. Процесс регистрации права собственности на недвижимость должника может затянуться на несколько месяцев. Во-первых, потому, что часто конкурсный управляющий вынужден признавать право собственности должника на объекты недвижимости должника в судебном порядке, а во-вторых, из-за недостаточности финансирования процедуры банкротства, когда должник просто не имеет денежных средств на оплату технического паспорта или уплату государственной пошлины за регистрацию прав собственности.

Выявление машин и оборудования имеет свою специфику: часто на оборудование нет надлежащей технической документации, имущество трудно идентифицировать. Ранее составленные инвентаризационные описи зачастую могут быть составлены упрощенно. Например, указано наименование "станки" и количество в штуках. В случае если не сохранилась первичная документация, указать точно наименование каждого станка не всегда возможно. Поэтому часто конкурсный управляющий проводит инвентаризацию "по факту", а в качестве идентифицирующего признака указывает инвентарный номер.

Ситуация, складывающаяся при выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, выделена п. 3.3 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств особо. В этом случае комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам. Например, по зданиям - указать их назначение, основные материалы, из которых они построены, объем (по наружному или внутреннему обмеру), площадь (общая полезная площадь), число этажей (без подвалов, полуподвалов и т.д.), год постройки и др.; по каналам - протяженность, глубину и ширину (по дну и поверхности), искусственные сооружения, материалы крепления дна и откосов; по мостам - местонахождение, род материалов и основные размеры; по дорогам - тип дороги (шоссе, профилированная), протяженность, материалы покрытия, ширину полотна и т.п.

В случае выявления объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.

На выявленное по результатам инвентаризации не учтенное по балансу имущество заводятся инвентарные карточки, делаются записи в соответствующих бухгалтерских документах.

Как следует из Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов должна быть произведена с учетом рыночных цен, а износ определен по действительному техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке и износе соответствующими актами.

В документах, регламентирующих различные аспекты, связанные с ведением бухгалтерского учета и проведением инвентаризации, встречается такой термин, как текущая рыночная стоимость.

В данном случае речь идет об оценке имущества в целях постановки на бухгалтерский учет, и такая оценка, если имущество приобретено за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку; если имущество получено безвозмездно - по рыночной стоимости на дату оприходования; если имущество произведено в самой организации - по стоимости его изготовления.

Пункт 23 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ уточняет, что в состав фактически произведенных затрат включаются, в частности, затраты на приобретение самого объекта имущества, уплачиваемые проценты по предоставленному при приобретении коммерческому кредиту, наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономическим и иным организациям, таможенные пошлины и иные платежи, затраты на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций.

Под стоимостью изготовления признаются фактически произведенные затраты, связанные с использованием в процессе изготовления имущества основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и других затрат на изготовление объекта имущества.

Определение стоимости основных средств осуществляется по остаточной стоимости, отраженной в балансе, рассчитанной путем уменьшения величины их первоначальной (балансовой) стоимости на величину износа, исчисленного по данным бухгалтерского учета на момент оценки, исходя из норм амортизации основных средств с учетом результатов инвентаризации имущества, т.е. по фактическим затратам их приобретения, сооружения и изготовления за вычетом суммы начисленной амортизации.

В бухгалтерском учете используются понятия: первоначальная стоимость - стоимость основных средств, по которой они приняты к бухгалтерскому учету; восстановительная (текущая) стоимость - сумма денежных средств, которая должна быть уплачена организацией на дату проведения переоценки в случае необходимости замены какого-либо объекта; остаточная стоимость - стоимость, равная первоначальной стоимости за вычетом амортизации в течение срока эксплуатации.

Однако коммерческая организация имеет право не чаще одного раза в год (на конец отчетного года) переоценивать объекты основных средств по восстановительной стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам с отнесением возникающих разниц на счет добавочного капитала организации, если иное не установлено нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету.

В соответствии с п. 43 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, под текущей (восстановительной) стоимостью объектов основных средств понимается сумма денежных средств, которая должна быть уплачена организацией на дату проведения переоценки в случае необходимости замены какого-либо объекта.

Переоценка объектов основных средств производится с целью определения реальной стоимости объектов основных средств путем приведения первоначальной стоимости объектов основных средств в соответствие с их рыночными ценами и условиями воспроизводства на дату переоценки и производится путем пересчета его первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости, если данный объект переоценивался ранее, и суммы амортизации, начисленной за все время использования объекта.

Изменения первоначальной стоимости основных средств в случаях достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации, переоценки соответствующих объектов раскрываются в приложениях к бухгалтерскому балансу, затраты на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию объекта основных средств учитываются на счете учета вложений во внеоборотные активы, результаты проведенной по состоянию на конец отчетного года переоценки объектов основных средств подлежат отражению в бухгалтерском учете обособленно.

На практике может сложиться такая ситуация, когда по данным бухгалтерского учета основные средства амортизированы полностью, но не потеряли своей потребительской стоимости. В этом, так же как и в общем, случае при определении текущей (восстановительной) стоимости могут быть использованы: данные на аналогичную продукцию, полученные от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций и организаций; сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе; оценка бюро технической инвентаризации; экспертные заключения о текущей (восстановительной) стоимости объектов основных средств.

При принятии решения о переоценке объектов основных средств, входящих в однородную группу объектов (здания, сооружения, транспортные средства и т.п.), организации следует учитывать, что в последующем объекты основных средств однородной группы должны переоцениваться регулярно, чтобы стоимость указанных объектов основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости.

В ходе инвентаризации материально-производственных запасов проверяется фактическое наличие материалов, готовой продукции, товаров и может быть обособленно приведена информация по таким укрупненным группам запасов, как: сырье и материалы; готовая продукция; товары (включая товары отгруженные, право собственности на которые не перешло к покупателю); затраты в незавершенном производстве (включая полуфабрикаты собственного производства); расходы будущих периодов; животные на выращивании и откорме.

В соответствии с п. 58 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, запасные части, тара, используемая для упаковки и транспортировки продукции (товаров), и другие материальные ресурсы отражаются в бухгалтерском балансе по их фактической себестоимости.

Фактическая себестоимость материальных ресурсов определяется исходя из фактически произведенных затрат на их приобретение и изготовление.

Пунктом 6 Приказа Минфина России от 09.06.2001 N 44н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01" установлено, что фактической себестоимостью материально-производственных запасов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

К фактическим затратам на приобретение материально-производственных запасов относятся: суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу); суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материально-производственных запасов; таможенные пошлины; невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы материально-производственных запасов; вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материально-производственные запасы; затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов до места их использования, включая расходы по страхованию.

Данные затраты включают, в частности, затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов; затраты по содержанию заготовительно-складского подразделения организации; затраты за услуги транспорта по доставке материально-производственных запасов до места их использования, если они не включены в цену материально-производственных запасов, установленную договором; начисленные проценты по кредитам, предоставленным поставщиками (коммерческий кредит); начисленные до принятия к бухгалтерскому учету материально-производственных запасов проценты по заемным средствам, если они привлечены для приобретения этих запасов; затраты по доведению материально-производственных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. Данные затраты включают затраты организации по подработке, сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик полученных запасов, не связанные с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг; иные затраты, непосредственно связанные с приобретением материально-производственных запасов.

Не включаются в фактические затраты на приобретение материально-производственных запасов общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением материально-производственных запасов.

Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, полученных организацией по договору дарения или безвозмездно, а также остающихся от выбытия основных средств и другого имущества, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету (абз. 2 п. 9 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н, указано, что для целей настоящего Положения под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов).

Готовая продукция отражается в бухгалтерском балансе по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости, включающей затраты, связанные с использованием в процессе производства основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов, и другие затраты на производство продукции, либо по прямым статьям затрат.

Товары в организациях, занятых торговой деятельностью, отражаются в бухгалтерском балансе по стоимости их приобретения.

Отгруженные товары, сданные работы и оказанные услуги, по которым не признана выручка, отражаются в бухгалтерском балансе по фактической (или нормативной (плановой)) полной себестоимости, включающей наряду с производственной себестоимостью затраты, связанные с реализацией (сбытом) продукции, работ, услуг, возмещаемых договорной (контрактной) ценой.

В соответствии с п. 62 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ ценности, на которые цена в течение отчетного года снизилась либо которые морально устарели или частично потеряли свое первоначальное качество, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года по цене возможной реализации, если она ниже первоначальной стоимости заготовления (приобретения), с отнесением разницы в ценах на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации.

В соответствии с п. 61 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ отгруженные товары, сданные работы и оказанные услуги, по которым не признана выручка, отражаются в бухгалтерском балансе по фактической (или нормативной (плановой)) полной себестоимости, включающей наряду с производственной себестоимостью затраты, связанные с реализацией (сбытом) продукции, работ, услуг, возмещаемых договорной (контрактной) ценой.

Выявление оборотных средств имеет особенность, которая заключается в том, что если производственная деятельность продолжает осуществляться в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, то состав оборотных средств будет постоянно и неизменно меняться. В случае если вся производственная деятельность будет остановлена уже в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, и хранитель имущества не будет осуществлять деятельность, имущество начнет достаточно быстро уменьшаться за счет естественных процессов: истечение срока полезного использования, гниение, слеживание, плесневение, ржавчина и т.д.

В соответствии с п. п. 3.44 - 3.48 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств проводится инвентаризация расчетов должника, при этом под имуществом должника в расчетах понимается имущество должника, которое находится в расчетах с дебиторами, проверке должен быть подвергнут счет "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

В составе дебиторской задолженности могут учитываться задолженность покупателей, заказчиков, поставщиков, подрядчиков, прочих должников, задолженность учредителей, а также работников по оплате труда и подотчетным суммам.

Инвентаризационная комиссия должна расшифровать строку в балансе и собрать документы, подтверждающие задолженность. Что делать, если пакет документов, подтверждающий задолженность, неполный?

Пункт 2 ст. 266 части второй Налогового кодекса РФ от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ предусматривает только четыре основания признания дебиторской задолженности безнадежной: безнадежными долгами признаются те долги, по которым истек установленный срок исковой давности; долги, по которым обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения; долги, по которым обязательство прекращено на основании акта государственного органа; долги, по которым обязательство прекращено ликвидацией организации.

Других оснований признания дебиторской задолженности безнадежной законодательство не содержит.

Таким образом, в отсутствие полного пакета правоустанавливающих документов конкурсный управляющий не сможет, с одной стороны, включить дебиторскую задолженность (имущественные права) в состав конкурсной массы, а с другой стороны, списать эту задолженность с баланса.

В соответствии с п. 77 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты у коммерческой организации.

Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Эта задолженность должна отражаться за бухгалтерским балансом в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника, и это обстоятельство должно учитываться арбитражным управляющим при оценке размера потенциально возможной к взысканию дебиторской задолженности с учетом имеющейся у арбитражного управляющего информации о финансовом положении дебиторов.

Подписание дебитором акта сверки взаиморасчетов прерывает течение срока исковой давности по признанной им задолженности. После перерыва течение срока исковой давности начинается заново, время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок (ст. 203 ГК РФ).

Акт оценки стоимости имущества

На основе данных инвентаризации предприятия, проводимой в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, арбитражным управляющим составляется акт оценки стоимости имущества должника по результатам инвентаризации на дату проведения инвентаризации и осуществляется определение начальной цены продажи (расчетной стоимости) имущества должника для собрания кредиторов в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Так, например, в конкурсном производстве ориентиром может служить типовая форма отчета конкурсного управляющего, соответствующая Приказу Минюста России от 14.08.2003 N 195 "Об утверждении типовых форм отчетов (заключений) арбитражного управляющего". Данный документ содержит обязательный для заполнения раздел "Сведения о сформированной конкурсной массе, в том числе о ходе и об итогах инвентаризации имущества должника, о ходе и результатах оценки имущества должника". Этот раздел включает таблицу, которая предлагает разделить все выявленное имущество должника на два вида: имущество, включаемое в конкурсную массу, и имущество, которое из нее исключается.

Каждый вид имущества (разбивка имущества по видам имеет немаловажное значение для формирования лотов) содержит две характеристики этого имущества: балансовую стоимость и рыночную стоимость, при этом в отчете указываются дата проведения оценки и номер заключения по оценке имущества, дата и номер заключения государственного финансового контрольного органа (с учетом поправок, внесенных Федеральным законом N 144-ФЗ), кроме того, по данной строке должно быть указано, кем и когда произведена оценка имущества по видам.

Если оценку имущества в том или ином виде осуществляет арбитражный управляющий, а не оценщик, это должно быть специально отражено с отдельным указанием методов проведения этой оценки, которые могут отличаться в зависимости от вида имущества.

Так, например, оценка размера потенциально возможной к взысканию дебиторской задолженности может быть осуществлена экспертным методом с учетом имеющейся у конкурсного кредитора информации о финансовом положении дебиторов.

Оценка недвижимости, машин и оборудования - затратным и сравнительными методами оценки.

Как видно из типовой формы, графа "Имущество" представляет собой упрощенный актив баланса организации. В таблицу типовой формы могут не войти активы, реализация которых, по мнению арбитражного управляющего, затруднена, например: доходные вложения в материальные ценности, отложенные налоговые активы, НДС по приобретенным ценностям, прочие внеоборотные активы. В таблице отдельной строкой выделено незавершенное производство (затраты в незавершенном производстве в балансе могут находиться внутри раздела "Запасы").

Незавершенные капитальные вложения могут отражаться по различным строкам, в том числе в составе основных средств, или в составе прочих внеоборотных активов, или по отдельной строке.

Как было отмечено, рассмотренная выше таблица типовой формы отчета конкурсного управляющего заполняется после проведения инвентаризации в ходе конкурсного производства, и во внешнем управлении может быть составлена аналогичная таблица, например, под названием "Сведения о ходе и об итогах инвентаризации имущества должника, о ходе и результатах оценки имущества должника". В данном случае, если оценка имущества должника проводилась без привлечения оценщика, под "оценкой имущества должника" можно понимать проведенную арбитражным управляющим "экспресс-оценку" имущества должника с применением специальных методов.

В итоге на основании материалов, подготовленных по результатам инвентаризации, арбитражный управляющий определяет начальную цену продажи имущества должника в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, и представляет ее на рассмотрение собрания (комитета) кредиторов.

Далее эта таблица в составе отчета вместе с актом инвентаризации представляется на рассмотрение собрания или комитета кредиторов.

Именно на основании этой таблицы, а также проведенной арбитражным управляющим "экспресс-оценки" имущества должника арбитражный управляющий представляет на собрание (или комитет) кредиторов предложения по начальной цене продажи предприятия (имущества) должника, которое и принимает решение об утверждении начальной цены продажи имущества.

Кредиторы после ознакомления с данными таблицы могут не согласиться с результатами проведенной арбитражным управляющим "экспресс-оценки" имущества должника и имеют право потребовать проведения оценки имущества должника с привлечением оценщика.

Как видно из вышеизложенного, проведение оценки имущества должника становится неотъемлемым элементом деятельности арбитражного управляющего.

С учетом требований Закона о банкротстве и внесенных изменений в него в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, возникает необходимость проведения специальных экспертных действий со стороны арбитражного управляющего по оценке имущества должника.

Таким образом, для осуществления возложенных на арбитражных управляющих Законом о банкротстве обязанностей возрастает значимость наличия как теоретических знаний арбитражных управляющих в области проведения оценки (законодательной базы в области оценочной деятельности, основных методов и подходов к оценке стоимости имущества), так и наличия у арбитражных управляющих определенных практических навыков в этой области.

С.Н.Рубцова

К. э. н.,

заместитель исполнительного директора

Российского союза СРО

Подписано в печать

05.12.2012

© 2002-2020 Консалтинговая группа "Ареопаг"
Разработка сайтов Мегагруп
Контакты

г. Новосибирск, ул. Демьяна Бедного, д. 57, офис 24
Тел : 291-25-81
E-mail: info@areopag2002.ru
Схема проезда