Новости

Главная  / Новости
« Назад

Налоговый ремонт-2012: какие сюрпризы приготовила ФНС в новом году Читать полностью: http://www.rbcdaily.ru/2012/01/10/focus/562949982483134  09.01.2012 18:13

Замминистра финансов Сергей Шаталов в одной из статей сравнил налоговую реформу с ремонтом, который, однажды начав, невозможно закончить, можно только прекратить. Прекращать реформировать налоговую систему чиновники не планируют, что подтверждают изменения налогового законодательства минувшего года, вступившие в силу 1 января года начавшегося. Новые правила касаются не только крупнейших компаний, объединенных в холдинги, но и компаний малого и среднего бизнеса.

Бесспорно, самым масштабным событием является вступление в силу закона о новых правилах налогового контроля за ценообразованием, или, как его называют специалисты, закона о трансфертном ценообразовании. Этим законом введен новый раздел в Налоговый кодекс (НК), который в полном объеме будет применяться с середины 2013 года, а в 2012-м налогоплательщики будут готовиться к работе по новым правилам - определять круг контролируемых сделок, разрабатывать методики и документы для обоснования применяемых в сделках цен.

Но уже с начала года будут применяться отдельные нормы этого закона. Это ст. 105.1 новой редакции НК - о взаимозависимых лицах, а также ст. 105.3, устанавливающая общие положения о налогообложении в сделках между взаимозависимыми лицами. Законодатель значительно расширил перечень оснований, по которым лица будут признаваться взаимозависимыми, и, что более существенно, установил общие правила, по которым лица будут признаваться взаимозависимыми. Эти нормы будут применяться при определении налоговой базы по НДС при реализации товаров, работ и услуг, при оценке безвозмезд­но полученного имущества и в других случаях, когда оценка объектов налогообложения производилась с учетом норм ст. 40 НК.

Новые нормы НК о трансферт­ном ценообразовании неодно­кратно комментировали как ведущие налоговые консультанты, так и специалисты Минфина, однако до сих пор остается много неясностей. Непонятно, например, как будет применяться п. 1 ст. 154 НК, который устанавливает, что налоговая база по НДС при реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 105.3 НК. Этой статьей предусмотрено, что цены, применимые в сделках между лицами, не признаваемыми взаимозависимыми, признаются рыночными. А что будет предпринимать налоговый орган, проводящий камеральную налоговую проверку, если он установит взаимозависимость сторон сделки? Ведь той же ст. 105.3 НК предусмотрено, что, во-первых, определение в целях налогообложения доходов, прибыли и выручки, которые не получены сторонами сделки в силу их взаимозависимости, производит только ФНС, то есть территориальные (межрайонные, межрегиональные) инспекции не наделены таким правом. Во-вторых, полнота исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость по правилам нового раздела НК о трансфертном ценообразовании не проверяется. На этот и множество других вопросов ответов нет, налогоплательщикам и налоговым органам предстоит получать их при практическом применении НК.

С 1 января изменены более 100 норм НК. Многие из них носят уточняющий характер, отдельные новшества направлены на уменьшение налогового бремени. В числе последних можно назвать нормы об освобождении от налогообложения НДС отдельных операций в рамках инвестиционного товарищества, которые могут создаваться в соответствии с 335-ФЗ, а также передачи недвижимости на пополнение целевого капитала некоммерческой организации. Отменены ограничения по размеру уставного капитала банков, которые могут выдавать банковские гарантии для возмещения НДС в упрощенном порядке. От налога на прибыль освобождены средства, получаемые налогоплательщиком из фондов поддержки инновационной деятельности. С 1000 до 1400 руб. увеличена сумма стандартного вычета по НДФЛ на первого и второго ребенка.

Есть и другие положительные для налогоплательщиков изменения, но все они и по отдельности, и в совокупности не окажут существенного влияния на общую налоговую нагрузку. Политики не обещают в обозримой пер­спективе снижения налогов, обозначается лишь стремление удерживать их на возможно низком уровне. Более того, в НК внесены изменения, ухудшающие с 1 января положение налогоплательщиков. Так, увеличена ставка акцизов на сигареты, что, помимо прочего, приведет к их удорожанию. Отменен ежемесячный стандартный вычет по НДФЛ в размере 400 руб., введено налогообложение НДФЛ компенсаций, выплачиваемых руководителям, их заместителям и главным бухгалтерам при увольнении, в части превышающих трехкратный размер среднего месячного заработка. Повышена ставка НДПИ в отношении добычи лечебной грязи. Этот перечень можно продолжить.

Однако не только изменения налогового законодательства могут сделать жизнь налогоплательщиков тяжелее. Отдельные законы, не изменяющие правила налогообложения непосред­ственно, и прецедентные решения Высшего арбитражного суда также могут негативно повлиять на налоговую нагрузку компаний.

Давно ожидаемое установление уголовной ответственности за создание фирм-однодневок может осложнить доказывание налогоплательщиками своей добросовестности при совершении сделок с такими фирмами. Сейчас налогоплательщики часто доказывают в судах неправомерность признания однодневками своих контрагентов, если те официально осуществляли деятельность достаточно длительное время и регулярно сдавали достоверную бухгалтерскую и налоговую отчетность, хотя и не уплачивали налоги. Теперь, если налоговый орган представит в суд приговор суда в отношении руководителя такого контрагента, суд сможет с большей легкостью признать правоту инспекции. Снизить вероятность наступления таких последствий налогоплательщик может доказыванием должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента как можно большим количеством документов о его деятельности, не ограничиваясь «стандартным набором».

Не обещают легкой жизни налогоплательщиками и Основные направления налоговой политики России на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов. Основные направления исходят из необходимости повышения доходного потенциала налоговой системы и предусматривают конкретные меры по достижению этой цели. Предполагается оптимизация существующей системы налоговых льгот и освобождений, внесение изменений в НК в целях противодействия использованию международных налоговых соглашений в целях уклонения от налогообложения. Предполагается также, что льготы и преференции, предусмотренные действующими международными договорами, участником которых является Россия, не будут применяться в тех случаях, когда их конечными бенефициарами не являются резиденты стран - участниц таких договоров. Планируется применение в налоговых правоотношениях концепции «деловой цели» уже на законодательном уровне, а также переход к новой системе налогообложения недвижимого имущества.

Основные направления не устанавливают обязательных норм в области налогообложения, однако предусмотренные в них положения являются основанием для внесения изменений в налоговое законодательство. В условиях запланированного бюджетного дефицита за законодательным закреплением предусмотренных Основными направлениями положений дело не станет.

Источник: РБК daily


© 2002-2020 Консалтинговая группа "Ареопаг"
Разработка сайтов Мегагруп
Контакты:

г. Новосибирск, ул. Демьяна Бедного , д. 57, офис 24
Тел: 291-25-81
E-mail: info@areopag2002.ru
Схема проезда

Rambler's Top100