НДС к вычету: новые проблемы 2015 год
"Налоговый учет для бухгалтера", 2015, N 6
НДС К ВЫЧЕТУ: НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ
С этого года правом на вычет по НДС налогоплательщик может воспользоваться не только в периоде его возникновения, но и позже, в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных товаров. В апреле Минфин России выпустил сразу несколько разъяснений, касающихся этого вопроса. И в них пришел к разным выводам.
Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется как разница между суммой начисленного и восстановленного налога и налога, принятого к вычету. Если принятый к вычету налог превысит сумму налога, начисленного и восстановленного, то организации должны вернуть (зачесть) эту разницу (п. 2 ст. 173 НК РФ).
Примечание. См. статью "Топ-5 ошибок в счете-фактуре" на с. 24.
Возврат (зачет) налога производится после проведения камеральной налоговой проверки (п. 1 ст. 176 НК РФ). В рамках ее инспекция вправе потребовать от организации, претендующей на возврат налога, документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов (п. 8 ст. 88 НК РФ).
Не секрет, что представление этих документов для большинства организаций является довольно трудоемкой процедурой. Кроме того, далеко не факт, что налоговики примут все учтенные счета-фактуры. На практике, используя малейшие поводы для придирок, сотрудники налоговой инспекции отказывают в праве на вычет. И после проведения "камералки" сумма заявленного налога либо в разы уменьшается, либо выясняется, что по итогам квартала организация бюджету должна. Оспорить результат проверки довольно сложно. Поэтому для подавляющего большинства налогоплательщиков декларация с налогом к возмещению весьма нежелательна.
Во избежание лишних хлопот большинство организаций стараются придерживать полученные от продавцов (подрядчиков, исполнителей) счета-фактуры до более "урожайных" периодов, дабы каждый раз итоговая сумма налога была к уплате, а не к возмещению.
Если начисление и восстановление налога - обязанность налогоплательщика (ст. 166 НК РФ), то вычет - его право (п. 1 ст. 171 НК РФ). Оно возникает при принятии к учету приобретенных товаров (работ, услуг, имущественных прав) и наличии выставленного продавцом (исполнителем) счета-фактуры (п. 1 ст. 172 НК РФ).
С 01.01.2015 однозначно установлено, что правом на вычет организация может воспользоваться не только в периоде его возникновения, но и позже, в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных товаров (работ, услуг) (п. 1.1 ст. 172 НК РФ).
Что сказал Минфин
Напомним, что до этого года выбор периода, в котором организация имеет право принять сумму налога к вычету, был предметом весьма бурной дискуссии. Вначале Минфин России придерживался мнения, что срок, в течение которого налогоплательщик может воспользоваться правом на вычет сумм НДС, на основании положений п. 2 ст. 173 НК РФ составляет три года после окончания соответствующего налогового периода, в котором у налогоплательщика оно возникло (Письмо Минфина России от 01.10.2009 N 03-07-11/244).
Затем мнение необъяснимым образом поменялось (возможно, на работу вышел новый сотрудник, сумевший доказать свою точку зрения вышестоящему начальству) и Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики стал утверждать прямо противоположное (Письмо Минфина России от 15.01.2013 N 03-07-14/02). Согласно новым веяниям суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), подлежат вычету в том налоговом периоде, в котором у налогоплательщика возникло право на вычет налога. То есть право чиновники приравняли к обязанности. И если организация решила вычесть "входной" НДС позже, чем могла (дабы избежать ненужной ей камеральной проверки), то, по мнению финансистов, следовало представить в налоговый орган уточненную декларацию за налоговый период, в котором возникло право на применение налогового вычета (и опять нарваться на проверку).
Позиция суда
В 2014 г. свое слово сказал Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ. В п. 27 Постановления от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" однозначно указано, что налоговые вычеты могут быть отражены налогоплательщиком в налоговой декларации за любой из входящих в соответствующий трехлетний срок налоговых периодов.
Таким образом, вновь было подтверждено право организации самой определять, в каком конкретно налоговом периоде принять НДС к вычету. Можно принять его сразу, как только товар будет оприходован и счет-фактура получен. А можно (ни перед кем не отчитываясь о мотивах такого решения) подождать квартал, два или больше (так же не доказывая свою правоту) и принять НДС в том периоде, в котором это будет выгодно. Единственная опасность - пропустить трехлетний срок.
Новая точка зрения финансистов
Теперь же право на самостоятельный выбор периода применения вычета закреплено и п. 1.1 ст. 172 НК РФ. Из всех полученных счетов-фактур организация самостоятельно выбирает те, которые уменьшат сумму налога, начисленного в текущем периоде, а остальные переносит на более поздний срок.
Казалось бы, проблема решена, но не тут-то было. Финансовое ведомство пошло несколько дальше норм налогового законодательства и пришло к выводу, что можно выбирать не только счета-фактуры, пригодные к вычету в текущем периоде и отложенные на потом, но и разделить сумму, предъявленную в одном счете-фактуре, на несколько частей (Письмо Минфина России от 09.04.2015 N 03-07-11/20293). Часть предъявленного налога (половину, треть, четвертую часть и т.д.) принять к вычету в текущем периоде, а остальную - позже.
Но подобный способ, по мнению чиновников, можно использовать только в отношении приобретенных товаров (работ, услуг). Если был приобретен объект основных средств, оборудование к установке или нематериальный актив, то разделить налог, предъявленный продавцом, на несколько частей уже нельзя. Этот вывод сделан на основании того, что вычеты НДС производятся после принятия на учет основных средств, оборудования к установке и нематериальных активов в полном объеме (п. 1 ст. 172 НК РФ). А вот с этим согласиться уже сложнее.
Здесь хотелось бы напомнить историю возникновения этого термина - принятие к вычету НДС по основным средствам в полном объеме. Налог на добавленную стоимость был введен на территории страны с 01.01.1992 Законом РФ от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (далее - Закон N 1992-1). Весь 1992 г. НДС по приобретенным основным средствам и нематериальным активам к вычету (уменьшению начисленного налога) не принимался. Он включался в их первоначальную стоимость и переносился на затраты через амортизацию (пп. "а" п. 2 ст. 7 Закона N 1992-1).
После внесения изменений Законом РФ от 16.07.1992 N 3317-1 "О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России" с 01.01.1993 НДС по приобретенным основным средствам и нематериальным активам стал приниматься к вычету равными долями в течение двух лет начиная с момента ввода в эксплуатацию основных средств либо принятия на учет нематериальных активов.
И только с 01.01.1996 (после внесения изменений Федеральным законом от 01.04.1996 N 25-ФЗ) налог по приобретенным ОС и нематериальным активам стал приниматься к вычету на дату ввода в эксплуатацию основных средств (принятия к учету нематериальных активов) в полном объеме, то есть сразу, без растягивания на два года.
Затем это словосочетание перекочевало в гл. 21 НК РФ, и большинство налогоплательщиков уже, вероятно, и не помнит, откуда оно взялось.
Какие выводы можно сделать? Предъявленный по товарам (работам, услугам) налог можно принять к вычету в полном объеме (сразу) после постановки на учет данных активов, но можно и растянуть на несколько налоговых периодов. И не понятно, почему организацию лишают права выбора относительно налога, предъявленного продавцом основных средств (нематериальных активов). Хотя принцип тот же самый.
В другом Письме (от 09.04.2015 N 03-07-11/20290) Минфин России указывает на то, что не все йогурты одинаково полезны, а точнее, не в любом случае вычет налога можно перенести на следующие налоговые периоды. Это касается суммы налога, который начислил на дату получения предварительной оплаты поставщик товаров (работ, услуг).
Напомним, что поставщик, получив предварительную оплату (как денежными, так и недежными средствами) обязан включить ее в налоговую базу (пп. 2 п. 1 ст. 167 НК РФ), исчислить с нее сумму налога по ставке 18/118% (или 10/110%) и выставить покупателю (пока еще будущему) счет-фактуру, оформленную согласно требованиям п. 5.1 ст. 169 НК РФ.
У покупателя после получения этого счета-фактуры появляется право принять указанный в нем налог к вычету (п. 12 ст. 171, п. 9 ст. 172 НК РФ).
Если покупатель (пока еще будущий) этим правом воспользовался, то после получения товара зачтенный НДС с предоплаты он обязан восстановить (пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ). Если НДС с предоплаты зачтен не был, то и восстанавливать, получается, нечего.
Совершенно логично, что если предоплата была в I квартале, а товар поступил во II, то после его приобретения (в III квартале или позже) покупатель правом на вычет по предоплате воспользоваться уже не может. Как говорится, паровоз уже ушел. В этом случае у него остается право на вычет налога по приобретенному товару. И в вышеупомянутом Письме об этом сказано.
Но почему нельзя принять НДС от предоплаты к вычету во II квартале, если товар должен быть получен в III или IV квартале, а то и в следующем году, совершенно не понятно. Здесь уже логика на вооружении авторов Письма отсутствует.
И если сравнить два рассмотренных Письма (кстати, оба они от одной даты - 09.04.2015), то (по нашему мнению) можно прийти к выводу, что НДС от предоплаты, так же как и НДС при получении товара, можно растянуть на несколько налоговых периодов. Но, естественно, не на периоды, наступившие после получения оплаченного (полностью или частично) товара.
Время покажет, что на это скажут чиновники.
С.Верещагин
Независимый эксперт
по методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
Подписано в печать
19.05.2015