"Нарушения, которые ищут испекторы при проверке налога на имущество". Клуб главных бухгалтеров", 2010, N 6
Проверяя налог на имущество, инспекторы заглядывают во внутренние методические рекомендации от ФНС России. В них приведен перечень нарушений, которые ревизорам следует искать в первую очередь. Это невключение в базу старых объектов, переданных в аренду, умышленная отсрочка регистрации прав на недвижимость и пр.
Объект капстроительства, не прошедший государственную
регистрацию, не включен в налогооблагаемую базу
Методические рекомендации по проверке налога на имущество предписывают уделять повышенное внимание объектам капстроительства, по которым не завершена государственная регистрация. Особенно если сформирована первоначальная стоимость, подписан акт передачи в эксплуатацию, а само имущество участвует в хозяйственной деятельности.
Фискалам необходимо убедиться, что по такому оборудованию налог начислен с даты передачи документов на госрегистрацию. В противном случае компании не избежать доначислений налога, пеней и штрафа.
Обосновывая подобный подход, авторы приводят п. 52 Методических указаний по бухучету основных средств. Там написано, что если по недвижимости закончены капвложения, оформлена "первичка" по приемке-передаче, документы поданы на госрегистрацию и происходит эксплуатация, то допустимо учитывать ее как ОС. Нужно лишь выделить такие объекты на отдельном субсчете счета 01. Отсюда чиновники из ФНС России делают вывод, будто выполнение всех условий означает обязанность начислить налог на имущество. Данную точку зрения фискалы высказывают не только в закрытых формулярах, но и в официальных разъяснениях. В частности, в Письме ФНС России от 10 ноября 2006 г. N ММ-6-21/1094@.
Компания более года не регистрирует право собственности
на приобретенную недвижимость
Следуя секретным рекомендациям, контролеры посчитают, сколько месяцев назад организация приобрела недвижимость. Возможно, они выяснят, что с момента покупки прошло более года, а предприятие не платит налог по причине отсутствия регистрации прав собственности. Тогда налоговики заподозрят неладное.
Составители методички уверены, что компании умышленно медлят с регистрацией, чтобы уйти от налогообложения. Данная схема, по мнению фискалов, базируется на нормах ПБУ 9/99 "Доходы организации". В нем говорится, что продавец не может списать основное средство с баланса и признать выручку до перехода права собственности к покупателю. Значит, при отсутствии документа, подтверждающего госрегистрацию, новый владелец не вправе поставить объект на баланс. И как следствие, имеет все основания не платить налог на имущество.
Но инспекторы, вооруженные методичкой, не позволят уклоняться от платежей в бюджет при помощи отсрочки государственной регистрации. Тем более что по Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ регистрация прав на недвижимое имущество, несмотря на заявительный характер, все же является обязательной. Поэтому проверяющие возьмут на карандаш объекты, которые участвуют в производстве продукции, оказании услуг или используются для управленческих нужд, но числятся на счете 08. На их стоимость ревизоры начислят налог, пени и оштрафуют компанию в соответствии со ст. 122 НК РФ.
Предприятие амортизирует однородные объекты
различными способами
Чиновники из ФНС России рекомендуют контролерам проверить, не применяет ли налогоплательщик различные способы амортизации в отношении однородных ОС. Поступать так - значит нарушить п. 18 ПБУ 6/01. Тем не менее многие предприятия идут на это. Причины бывают разные. Например, директор и главбух решили, что с этого года начинают использовать в налоговом учете более выгодный нелинейный метод. Чтобы избежать временных разниц, в бухгалтерском учете применяют аналогичный подход. Но забывают при этом, что объекты из данной группы, купленные ранее, амортизируются линейно.
Столкнувшись с подобной ситуацией, ревизоры поступят так, как велят им авторы методички. А именно: пересчитают налог на имущество, исходя из линейного способа амортизации, начислят пени и санкции. К тому же оштрафуют согласно ст. 120 НК РФ за неверные проводки.
А.Баязитова
Член экспертного совета
по совершенствованию
налогового законодательства
Комитета по бюджету и налогам
Госдумы
Подписано в печать
27.05.2010