"Налоговый учет расходов по оценке имущества". Российский налоговый курьер", 2010, N 12
Обязательная оценка имущества и определение его рыночной стоимости предусмотрены во многих нормативных документах. Ведь оценка может существенно повлиять на принятие управленческих решений при приобретении (отчуждении) имущества, смене владельцев организации. Каков порядок учета и документального подтверждения расходов на услуги профессиональных оценщиков?
Сегодня едва ли можно найти компанию, которая за годы своей финансово-хозяйственной деятельности ни разу не нуждалась в услугах профессионального оценщика. Необходимость оценки имущества может быть обусловлена:
- требованиями законодательства. Например, при передаче имущества в уставный капитал, реализации заложенных движимых объектов, в случае обращения на них взыскания во внесудебном порядке или при осуществлении операций с государственным и муниципальным имуществом;
- исключением налоговых рисков, связанных с применением налоговыми органами норм ст. 40 НК РФ. Ведь последние могут пересчитать налоговые обязательства исходя из рыночной цены товаров (работ, услуг) в случаях, когда имеются основания для проверки цены сделки. А также когда установлено существенное отклонение цены (более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения), примененной сторонами сделки, от рыночной стоимости идентичных (однородных) товаров (работ или услуг);
- условиями договора об оценке предмета сделки. При этом оценка может быть проведена по инициативе любой из заинтересованных сторон планируемой сделки.
Ситуации, когда организация должна провести оценку имущества, приведены в таблице на с. 44 - 45.
Таблица. Ситуации, когда организация обязана провести
оценку имущества
Ситуация
|
Обязательность привлечения независимого оценщика
|
Положение нормативного документа
|
1
|
2
|
3
|
Вовлечение в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам РФ либо муниципальным образованиям
|
Да
|
Статья 8 Закона N 135-ФЗ
|
Возникновение спора о стоимости объекта оценки, в том числе: - при национализации имущества; - ипотечном кредитовании юридических лиц в случаях возникновения споров о величине стоимости предмета ипотеки; - выкупе или ином предусмотренном законодательством РФ изъятии имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд; - проведении оценки объектов в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы
|
Номинальная стоимость или увеличение номинальной стоимости доли участника в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, оплачиваемой неденежными средствами, составляет более чем 20 000 руб.
|
Пункт 2 ст. 15 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ
|
Оплата акций неденежными средствами (для определения рыночной стоимости такого имущества)
|
Пункт 3 ст. 34 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ
|
Выкуп акций обществом (для определения рыночной стоимости акций)
|
Пункт 3 ст. 75 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ
|
Неспособность организации удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение установленного срока (для проведения оценки предприятия, иного имущества должника)
|
Статья 130 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ
|
Реализация заложенного движимого имущества, обращение взыскания на которое осуществляется без обращения в суд (во внесудебном порядке), в частности: - ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке (за исключением инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов, а также случаев обращения взыскания на вексели путем прямого истребования исполнения по векселям в порядке, установленном Федеральным законом от 11.03.1997 N 48-ФЗ); - имущественных прав, за исключением дебиторской задолженности, не реализуемой на торгах; - драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них, а также лома таких изделий; - коллекционных денежных знаков в рублях и иностранной валюте; - предметов, имеющих историческую или художественную ценность; - вещи, стоимость которой по договору о залоге превышает 500 000 руб.
|
Пункт 11 ст. 28.1 Закона РФ от 29.05.1992 N 2872-1
|
Выявление основного средства при инвентаризации
|
Нет <*>
|
Пункт 36 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств и п. 3.3 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств
|
Получение имущества (работ, услуг) безвозмездно (по договору дарения)
|
Пункт 8 ст. 250 НК РФ, п. 13 ПБУ 14/2007 и п. 29 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств
|
Переоценка основных средств
|
Нет <**>
|
Пункт 15 ПБУ 6/01
|
Переоценка нематериальных активов
|
Нет <***>
|
Пункт 17 ПБУ 14/2007
|
------------------------------- <*> Организация-получатель вправе подтвердить информацию о ценах не только путем проведения независимой оценки, но и документально. Так, например, при определении текущей рыночной стоимости основных средств могут быть использованы данные о ценах на аналогичные основные средства, полученные в письменной форме от организаций- изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций, а также в средствах массовой информации и специальной литературе. Об этом говорится в п. 29 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств. <**> Коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы однородных объектов ОС по текущей (восстановительной) стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам (п. 43 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств). <***> Коммерческая организация вправе не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы однородных нематериальных активов по текущей рыночной стоимости, определяемой исключительно по данным активного рынка указанных нематериальных активов. Переоценка нематериальных активов производится путем пересчета их остаточной стоимости (п. п. 17 и 19 ПБУ 14/2007).
|
Оценочная деятельность регулируется Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ). Кроме того, оценщики в своей деятельности руководствуются Федеральными стандартами оценки (ФСО):
- ФСО N 1 "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки", утвержден Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 256;
- ФСО N 2 "Цель оценки и виды стоимости", утвержден Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255;
- ФСО N 3 "Требования к отчету об оценке", утвержден Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 254.
Примечание. Одновременно с обязательными Федеральными стандартами оценки оценщики применяют стандарты, разрабатываемые и утверждаемые саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой они являются.
Помимо Федеральных стандартов оценки, являющихся обязательными к применению оценщиками, существуют Международные стандарты оценки (МСО). Они разрабатываются и утверждаются международной неправительственной организацией - Международным комитетом по стандартам оценки имущества (International Assets Valuation Standards Committee).
Объекты оценки
Согласно ст. 5 Закона N 135-ФЗ к объектам оценки относятся объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством РФ установлена возможность их участия в гражданском обороте:
- отдельные материальные объекты (вещи);
- совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия);
- право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества;
- права требования, обязательства (долги);
- работы, услуги, информация и др.
Отметим, что в этом перечне прямо не указаны объекты интеллектуальной собственности, а ведь у организаций нередко возникает необходимость оценки нематериальных активов. Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность) относятся к объектам гражданских прав (ст. 128 ГК РФ). Следовательно, интеллектуальная собственность может быть объектом оценки.
В соответствии со ст. 1465 ГК РФ секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и др.), в том числе:
- о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере;
- способах осуществления профессиональной деятельности. Эти сведения имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у последних нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.
Поскольку ноу-хау по сути является информацией, а она отнесена Законом N 135-ФЗ к оцениваемым объектам, то ноу-хау подлежит оценке.
Напомним, что все расходы, учитываемые в целях налогообложения прибыли, должны быть обоснованными и документально подтвержденными. Поэтому разберемся, какие документы должна иметь организация, осуществившая затраты на услуги профессионального оценщика.
Документы, подтверждающие затраты на оценку
Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Они служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"). При определении налоговой базы по налогу на прибыль могут быть также учтены расходы, подтвержденные соответствующими документами (п. 1 ст. 252 НК РФ). Речь идет о документах, составленных согласно требованиям законодательства РФ, либо документах, оформленных в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документах, косвенно подтверждающих произведенные расходы (абз. 4 п. 1 ст. 252 НК РФ).
Примечание. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (ст. 252 НК РФ).
Итак, в пакет документов, подтверждающих затраты на услуги оценщика, следует включить:
- договор на оказание услуг в области оценки, оформленный в соответствии с требованиями Гражданского кодекса и нормами Закона N 135-ФЗ;
- отчет оценщика, составленный согласно требованиям Закона N 135-ФЗ и ФСО N 3 и являющийся документом, подтверждающим факт оказания услуги.
На практике оформляется еще и акт об оказанных услугах. Казалось бы, данный документ с точки зрения оформления отношений сторон не является обязательным, поскольку факт надлежащего оказания услуги подтверждает принятый заказчиком отчет об оценке имущества. Однако из положений пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ следует, что для признания расходов необходимо иметь документы, служащие основанием для проведения расчетов по заключенному договору оценки. Обычно в подобном договоре оговаривается, что передача подготовленного оценщиком отчета удостоверяется актом об оказанных услугах. Он и является основанием для расчетов между сторонами договора за услуги по оценке. Этот акт передается в бухгалтерию для отражения соответствующих операций в учете. Он содержит все обязательные реквизиты первичного документа, включая стоимость услуги оценщика, которая не указывается в отчете.
Примечание. Дата составления акта об оказанных услугах в области оценки должна соответствовать дате принятия заказчиком отчета оценщика.
Одним из обязательных условий рассматриваемого договора является проведение оценки на основании технического задания, поэтому оно также подтверждает затраты на услуги оценщика.
Кроме названных документов, для обоснования затрат используются внутренние документы организации, доказывающие необходимость и цели проведения оценки, такие как:
- служебные записки должностных лиц организации;
- протоколы переговоров с контрагентами;
- протоколы совещаний исполнительных подразделений и рабочих групп компании;
- решения и распоряжения руководства организации.
Договор на оказание услуг по оценке
Как указано в ст. 9 Закона N 135-ФЗ, основанием для проведения оценки является договор, заключенный заказчиком с оценщиком или юридическим лицом, с которым такой специалист заключил трудовой договор. Договор на проведение оценки заключается в простой письменной форме (ст. 10 Закона N 135-ФЗ).
Примечание. В случаях, предусмотренных законодательством, основанием для проведения оценки является определение суда (арбитражного или третейского), решение уполномоченного органа. При этом суд (арбитражный или третейский) самостоятелен в выборе оценщика.
Согласно ст. 10 Закона N 135-ФЗ в договоре на проведение оценки обязательно указывают:
- объект оценки;
- вид стоимости имущества (способ оценки);
- размер денежного вознаграждения за проведение оценки;
- сведения об обязательном страховании гражданской ответственности оценщика в соответствии с Законом N 135-ФЗ;
- наименование саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, и место нахождения этой организации;
- стандарты оценочной деятельности, которые будут применяться при проведении оценки;
- размер, порядок и основания наступления дополнительной ответственности по отношению к ответственности, установленной гражданским законодательством и ст. 24.6 Закона N 135-ФЗ, оценщика или юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор.
Примечание. Ответственность оценщика перед заказчиками и третьими лицами должна быть застрахована (ст. 4 Закона N 135-ФЗ).
Указание на объект оценки должно быть достаточно четким. Поэтому в договоре описываются характеристики объекта оценки, позволяющие его идентифицировать. Кроме того, в договоре на проведение оценки, заключенном заказчиком с юридическим лицом, должны содержаться сведения об оценщике или оценщиках, которые будут проводить оценку, в том числе Ф.И.О. данных специалистов. Целесообразно, чтобы в договоре был приведен перечень документов, представляемых заказчиком.
Неотъемлемой частью рассматриваемого договора является задание на оценку, в котором должна быть отражена следующая информация (п. 17 ФСО N 1):
- об объекте оценки;
- имущественных правах на объект оценки;
- о цели оценки;
- предполагаемом использовании результатов оценки и связанных с этим ограничениях;
- виде стоимости;
- дате оценки;
- сроке ее проведения;
- допущениях и ограничениях, на которых основана оценка.
Справка. Виды стоимости имущества
Целью оценки является определение стоимости объекта, вид которой указывается в задании на оценку (п. 3 ФСО N 2). Стоимость оцениваемого объекта может быть рыночной, инвестиционной, ликвидационной или кадастровой.
При определении рыночной стоимости устанавливается наиболее вероятная цена, по которой оцениваемый объект может быть отчужден на дату оценки на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (п. 6 ФСО N 2).
Если в ходе оценки объекта определяется не рыночная стоимость, то критерии установления оценки объекта и причины отступления от возможности определения его рыночной стоимости должны быть указаны в соответствующем отчете (ст. 11 Закона N 135-ФЗ).
При определении инвестиционной стоимости объекта оценки устанавливается стоимость для конкретного лица или группы лиц при заданных данным лицом (лицами) инвестиционных целях использования объекта оценки (п. 8 ФСО N 2).
При определении ликвидационной стоимости устанавливается расчетная величина, отражающая наиболее вероятную цену, по которой объект оценки может быть отчужден за определенный срок, при обстоятельствах, когда продавец вынужден совершить сделку по отчуждению имущества (п. 9 ФСО N 2).
При определении кадастровой стоимости объекта оценки методами массовой оценки рассчитывается рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки (п. 10 ФСО N 2).
Отчет оценщика
Результатом оказанной услуги является сформированное мнение о стоимости предмета оценки. Это мнение оценщик выражает в своем отчете. Как указано в ст. 11 Закона N 135-ФЗ, данный отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В нем необходимо отразить дату проведения оценки объекта, цели и задачи ее проведения, используемые стандарты оценки и др.
Кроме того, согласно Закону N 135-ФЗ в отчете указывается:
- дата составления и порядковый номер отчета;
- основания для проведения оценщиком оценки объекта;
- место нахождения оценщика и сведения о его членстве в саморегулируемой организации оценщиков;
- точное описание объекта оценки, а в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу, - реквизиты юридического лица и балансовая стоимость данного объекта;
- стандарты оценки для определения соответствующего вида стоимости объекта, обоснования их использования, перечень примененных в оценке данных с указанием источников их получения, а также принятых допущений;
- последовательность определения стоимости предмета оценки и ее итоговая величина, а также ограничения и пределы применения полученного результата;
- дата определения стоимости объекта оценки;
- перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики оцениваемого объекта.
Отчет может также содержать иные сведения, являющиеся, по мнению оценщика, существенными для полноты отражения использованного им метода расчета стоимости конкретного объекта.
Справка. Информация об объекте оценки
Информацией об объекте оценки, отражаемой в отчете, являются:
- количественные и качественные характеристики объекта;
- количественные и качественные характеристики элементов, входящих в его состав, которые имеют специфику, влияющую на результаты оценки;
- сведения о его текущем использовании;
- другие факторы и характеристики, относящиеся к этому объекту, существенно влияющие на его стоимость.
Описание объекта оценки приводится со ссылками на документы, устанавливающие количественные и качественные характеристики объекта оценки.
Примечание. Отчет должен быть пронумерован постранично, прошит, подписан оценщиком (оценщиками), который провел оценку, а также скреплен личной печатью оценщика или печатью юридического лица, с которым оценщик (оценщики) заключил трудовой договор.
Бухгалтерский и налоговый учет расходов на оценку
Затраты на оценку в бухгалтерском учете признаются в основном в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99) и отражаются на счете 26 "Общехозяйственные расходы". В налоговом учете оплата услуг специализированных организаций по оценке имущества относится к прочим расходам (пп. 40 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом датой осуществления данных расходов признается день подписания акта об оказанных услугах по оценке имущества (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).
В указанном порядке учитываются, например, расходы на оценку подлежащих переоценке основных средств, проводимую в целях определения восстановительной стоимости. При этом документом, подтверждающим экономическую оправданность произведенных затрат, служит бухгалтерская учетная политика, содержащая положение о проводимой компанией переоценке основных средств. Однако имеются особенности бухгалтерского и налогового учета, обусловленные причинами проведения оценки. Рассмотрим их.
Оценка имущества при его продаже
При продаже имущества, особенно в ситуациях, когда сделка не является для компании обычной операцией, возникает потребность выяснить рыночную стоимость актива.
В этом случае в бухгалтерском учете затраты на оплату услуг оценщика признаются в составе прочих расходов как расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции (п. 11 ПБУ 10/99). Они отражаются на счете 91 "Прочие доходы и расходы".
В налоговом учете затраты на оплату услуг оценщика также признаются в прочих расходах (пп. 40 п. 1 ст. 264 НК РФ) на дату подписания акта об оказанных услугах (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ). При этом не имеет значения, какое имущество реализуется - производственное или непроизводственное. Поскольку от реализации активов предполагается получить доход, то расходы, связанные с такой сделкой, в частности расходы по оценке, являются экономически оправданными.
Услуги по оценке оказаны, а сделка по продаже актива не состоялась. В этом случае расходы на оценку по-прежнему считаются экономически оправданными. Ведь в налоговом учете обоснованными признаются затраты, потенциально направленные на получение дохода, независимо от их результативности.
Следовательно, даже если сделка с данным объектом имущества не состоялась, расходы на оценку могут быть признаны в целях налогообложения прибыли <1>. Но при этом целесообразно заручиться документами, подтверждающими цель проведенной оценки и причину отмены сделки. Такими документами могут быть приказы руководителя, служебные записки, протоколы, рабочие документы подразделений компании, в компетенции которых находятся операции по реализации (выбытию) активов.
--------------------------------
<1> Аналогичная точка зрения содержится в Постановлениях ФАС Центрального округа от 09.02.2010 по делу N А14-14803/2008/500/24, ФАС Московского округа от 21.01.2009 N КА-А40/12832-08 по делу N А40-22167/08-80-53.
Оценка имущества при его приобретении
(безвозмездном получении)
Бухгалтерский учет. Согласно п. 8 ПБУ 6/01 первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на их приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов. В составе фактических затрат на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, формирующих их первоначальную стоимость, признаются:
- суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;
- иные затраты, непосредственно имеющие отношение к приобретению, сооружению и изготовлению объекта основных средств.
Первоначальной стоимостью нематериального актива признается сумма, уплаченная или начисленная организацией при его приобретении, создании и обеспечении условий для использования актива в запланированных целях (п. 7 ПБУ 14/2007). В соответствии с п. 8 ПБУ 14/2007 расходами на приобретение нематериального актива являются в том числе суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, связанные с его приобретением. А также иные расходы по приобретению нематериального актива и обеспечению условий для его использования в запланированных целях.
Примечание. В бухгалтерском учете расходы на оценку приобретаемых за плату основных средств и нематериальных активов включаются в их первоначальную стоимость.
Первоначальной стоимостью основных средств, полученных безвозмездно (по договору дарения), признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету в качестве вложений во внеоборотные активы (п. 10 ПБУ 6/01). Первоначальная стоимость нематериального актива, полученного организацией по договору дарения, определяется исходя из его текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету в качестве вложений во внеоборотные активы (п. 13 ПБУ 14/2007). Исходя из данных положений, можно предположить, что в бухучете затраты на оценку получаемых безвозмездно основных средств и нематериальных активов в их стоимость не включаются, а признаются в прочих расходах. Однако привлечение оценщика обусловлено получением в дар указанных активов. Следовательно, затраты на оплату услуг названного специалиста формируют первоначальную стоимость полученных безвозмездно объектов.
Налоговый учет. Расходы на оценку имущества, приобретаемого для использования в деятельности организации, признаются экономически оправданными и могут быть учтены в целях налогообложения прибыли.
Согласно п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется, как правило, в виде суммы расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов. В аналогичном порядке формируется и первоначальная стоимость амортизируемых нематериальных активов (п. 3 ст. 257 НК РФ). Поэтому расходы на оценку имущества, приобретаемого для использования в деятельности организации, включаются в состав его первоначальной стоимости.
В то же время в пп. 40 п. 1 ст. 264 НК РФ указано, что оплата услуг уполномоченных органов и специализированных организаций по оценке имущества учитывается в прочих расходах.
Таким образом, по мнению автора, с учетом положений п. 4 ст. 252 НК РФ налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе расходов отнести рассматриваемые затраты.
Основное средство выявлено в ходе инвентаризации. Как уже отмечалось, стоимость услуг оценщика включается в первоначальную стоимость основного средства. Данное правило применяется и в отношении объекта, выявленного в результате инвентаризации. Однако, по мнению автора, названные затраты могут быть включены и в прочие расходы на основании пп. 40 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса <2>.
--------------------------------
<2> Аналогичный вывод следует из Писем Минфина России от 23.09.2009 N 03-03-06/1/608 и от 14.09.2009 N 03-03-06/1/578.
Учет расходов на оценку имущества, которое не было приобретено. В бухгалтерском учете такие расходы признаются как прочие и отражаются на счете 91. В налоговом учете подобные затраты учитываются также в составе прочих расходов на основании пп. 40 п. 1 ст. 264 НК РФ. При этом налогоплательщику следует хранить документы, подтверждающие цель оценки, а именно намерение покупки имущества.
Оценка имущества, передаваемого в уставный капитал
В бухгалтерском учете расходы по оценке имущества, передаваемого в уставный капитал, формируют первоначальную стоимость финансовых вложений в качестве затрат, непосредственно связанных с их приобретением. Это следует из п. 9 ПБУ 19/02. При исчислении налога на прибыль не учитываются расходы в виде взноса в уставный (складочный) капитал, вклада в простое товарищество (п. 3 ст. 270 НК РФ). Вместе с тем отметим, что требование по оценке вносимого в уставный капитал имущества с обязательным привлечением независимого специалиста для оценки неденежного вклада в уставный капитал хозяйственного общества прямо предусмотрено законодательством.
Оценка имущества, передаваемого в качестве взноса в уставный капитал, является обоснованным расходом, поскольку данная операция направлена на получение дохода. Ведь согласно п. 1 ст. 250 НК РФ доходы от долевого участия в других организациях признаются внереализационными и учитываются при налогообложении прибыли. Следовательно, расходы по оценке вносимого в уставный капитал имущества налогоплательщик может в налоговом учете включить в состав внереализационных расходов <3>.
--------------------------------
<3> Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.05.2005 N А56-24555/04. Аналогичной позиции придерживается ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 28.05.2007 по делу N А28-10704/2006-171/11.
Порядок признания во внереализационных расходах затрат на оценку имущества, передаваемого в качестве взноса (вклада) в уставный капитал, различается в зависимости от определения последних в качестве взноса (вклада).
Расходы на оценку определены в качестве взноса в уставный капитал. Согласно п. 1 ст. 277 НК РФ стоимость приобретаемых долей признается равной стоимости вносимого имущества, исчисляемой по данным налогового учета на дату перехода права собственности на указанное имущество, с учетом дополнительных расходов, которые для целей налогообложения прибыли признаются у передающей стороны при таком внесении.
Условием для включения дополнительных расходов в стоимость передаваемого имущества является их определение в качестве взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал (абз. 3 пп. 2 п. 1 ст. 277 НК РФ). Следовательно, расходы на оценку имущественного вклада в уставный капитал формируют стоимость доли участника, если они определены в качестве такого взноса (вклада).
Расходы в виде стоимости приобретения долей, паев признаются на дату их реализации (пп. 10 п. 7 ст. 272 НК РФ). Таким образом, рассматриваемые расходы, включенные в стоимость доли, признаются в день ее реализации.
Расходы на оценку не являются взносом в уставный капитал и, соответственно, не включаются в стоимость доли. В этом случае необходимо учитывать нормы пп. 2.1 п. 1 ст. 268 НК РФ. Так, доход от реализации долей уменьшается на цену их приобретения и на сумму расходов, связанных с приобретением и реализацией долей. Затраты на оценку являются расходами, связанными с приобретением долей. Поэтому они признаются в периоде реализации долей.
Оценка объектов, не связанных с финансово-хозяйственной
деятельностью организации
Как уже отмечалось, затраты на оплату услуг оценщика признаются в налоговом учете только при соответствии требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ, одним из которых является обоснованность (экономическая оправданность) затрат. Кроме того, расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Таким образом, затраты на оценку имущества, которое не будет использоваться в деятельности, направленной на получение дохода, не могут быть признаны в налоговом учете.
М.С.Кузнецова
Эксперт журнала
"Российский налоговый курьер"
Подписано в печать
31.05.2010