"Как избежать обвинений в сотрудничестве с "однодневками"?". Бухгалтерский учет, 2010, № 3
В судебной практике сложился сугубо формальный подход к разрешению дел, при котором все бремя ответственности за неисполнение налоговых обязательств фирмами-"однодневками", перекладывается на налогоплательщиков, добросовестно исполняющих свои налоговые обязательства. Какие меры может принять налогоплательщик по проверке своих предполагаемых контрагентов?
В ходе проверок налоговые органы устанавливают, что контрагенты налогоплательщика не уплачивают в бюджет налоги, не находятся по месту государственной регистрации или зарегистрированы по подложным документам, т.е. являются так называемыми фирмами-"однодневками".
Данные обстоятельства приводят к доначислению налогов, пени и привлечению к налоговой ответственности. При этом судебные инстанции при рассмотрении налоговых споров по этому вопросу нередко поддерживают налоговые органы.
Конечно, такая ситуация вызвана, с одной стороны, злоупотреблением недобросовестными налогоплательщиками своими правами, с другой - отсутствием эффективных механизмов в законодательстве по борьбе с фирмами-"однодневками", цель создания которых - уклонение от уплаты налогов и сборов.
Действующее законодательство не препятствует появлению фирм-"однодневок" несмотря на то, что проблема возникла давно и является серьезной как для государства, так и для налогоплательщиков, которым приходится доказывать свою добросовестность в суде.
Фактически это значит, что ни один налогоплательщик не застрахован от того, что при проведении проверки налоговые органы не найдут в числе его контрагентов так называемые фирмы-"однодневки", и, как следствие, возникает риск доначисления налогов и санкций и даже уголовной ответственности.
В Концепции системы планирования выездных налоговых проверок приведены способы ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, среди которых общие вопросы получения необоснованной налоговой выгоды с использованием фирм-"однодневок".
Концептуально суть схем сводится к включению в цепочку хозяйственных связей лиц, не исполняющих свои налоговые обязательства, при этом можно выделить два основных направления использования фирм-"однодневок":
для создания фиктивных расходов и получения вычетов по косвенным налогам без соответствующего движения товара (работ, услуг);
с целью увеличения добавленной стоимости товара, уменьшения налоговой нагрузки на производственные подразделения.
Данная схема построения хозяйственных связей характерна при реализации товаров, имеющих низкую себестоимость. Получателем необоснованной налоговой выгоды может выступать, в зависимости от фактически сложившихся экономических условий, как производитель, так и конечный продавец.
Попытка решить эту проблему была предпринята ВАС РФ в Постановлении Пленума от 12.10.2006 N 53, которое должно обеспечить единообразие судебной практики при оценке арбитражными судами доказательств обоснованности возникновения налоговой выгоды у налогоплательщика. Под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.
Налоговая выгода может быть признана судом необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему было известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом.
Учитывая складывающуюся в настоящее время практику, налогоплательщику следует принять профилактические меры по проверке своих предполагаемых контрагентов. В связи с этим на стадии планирования сделок необходимо удостовериться, что организация (будущий контрагент):
состоит на налоговом учете;
находится по юридическому адресу, указанному в учредительных документах;
уплачивает в бюджет налоги;
имеет активы и т.д.
До заключения сделок необходимо письменно запросить заверенные нотариусом или налоговым органом копии следующих документов:
свидетельство о государственной регистрации в качестве юридического лица;
свидетельство о постановке на налоговый учет;
выписку из ЕГРЮЛ на дату подписания договора;
документы, подтверждающие нахождение поставщика по адресу, указанному в учредительных документах (договор аренды помещения, свидетельство о праве собственности на помещение);
документы, подтверждающие полномочия лиц на подписание договоров, актов, счетов-фактур и т.п. (решение учредителя или протокол общего собрания о назначении директора, доверенность);
карточку с образцами подписей и оттиском печати организации;
бухгалтерский баланс за последний отчетный период с отметкой о его сдаче в налоговый орган;
справку налогового органа о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;
лицензии при условии, что деятельность контрагента подлежит лицензированию.
Целесообразно провести анализ представленных документов с учетом требований налоговых органов и позиции судебных инстанций, уделив особое внимание следующим фактам: созданию организации незадолго до совершения хозяйственной операции; взаимозависимости участников сделок; осуществлению деятельности не по месту нахождения налогоплательщика; отсутствию активов, складских помещений, транспортных средств и др. Эти факты в совокупности с другими обстоятельствами могут свидетельствовать о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.
Кроме того, в целях исключения фальсификации данных, указанных в представленных документах, целесообразно по возможности обеспечить собственную проверку службой безопасности организации отдельных фактов, поддающихся проверке, в том числе с направлением запросов в налоговые и лицензирующие органы. Обязательно в этом случае использовать информационные ресурсы, предлагаемые на официальном сайте ФНС России: сведения из ЕГРЮЛ, адреса массовой регистрации, наличие дисквалификации руководителей.
Все полученные данные в ходе самостоятельной проверки целесообразно оформлять внутренним документом (служебной запиской, докладной, актом, извещением), который представляется руководителю организации перед подписанием договора, или просто создать файлы на каждого контрагента, в которых будет накапливаться собранная информация.
Очевидно, что данную информацию следует хранить до проведения выездной налоговой проверки за соответствующий период, в котором были взаимоотношения с контрагентом.
Если контрагент не представит документы или представит недостоверную информацию, то соответственно заключать договор с таким контрагентом не рекомендуется даже при наличии доверительных отношений.
На практике случаются ситуации, когда предполагаемый контрагент не желает представлять некоторые документы, ссылаясь на коммерческую тайну. Это касается бухгалтерского баланса, налоговых расчетов, справки из налогового органа о состоянии расчетов с бюджетом.
В данной ситуации целесообразно предложить заключить соглашение о конфиденциальности.
При возникновении споров с налоговыми органами собранные документы, документально подтвержденные действия по сбору информации позволят доказать должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагентов и исключить отрицательные налоговые последствия.
Кроме того, при заключении договоров с предполагаемым контрагентом не следует пользоваться услугами посреднических фирм - консалтинговых и аудиторских, которые предлагают схемы или модели по оптимизации налогообложения. Как правило, их не интересуют дальнейшие проблемы, с которыми столкнется организация.
Например, одна фирма предлагала услуги по оптимизации налогообложения с использованием организаций, применяющих труд инвалидов. При этом она рекламировала полную безопасность, отсутствие претензий налоговых органов. Когда через год к этим организациям были предъявлены претензии налоговых органов на значительные суммы, то фирма отказалась от ранее данных гарантий.
Соответственно, можно предположить, что консалтинговые и аудиторские компании, предлагая услугу подобного рода, создают у руководителей уверенность в том, что доказать незаконность данной схемы и наличие преступного умысла, направленного на уклонение от уплаты налогов, невозможно. Поэтому в целях сохранения своей безопасности целесообразно заблаговременно принять меры, исключающие риски, в том числе уголовный.
В целях снижения налоговых рисков, предъявления необоснованных претензий налогоплательщику обязательно следует учитывать Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков, которые используются налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (Приложение N 2 к Приказу ФНС России от 14.10.2008 N ММ-3-2/467@).
Кроме того, следует учитывать, что при выборе контрагента Минфин России рекомендует принять следующие меры, которые свидетельствуют об осмотрительности и осторожности при выборе контрагента:
- запросить копии свидетельства о постановке на налоговый учет;
- проверить факт занесения сведений о контрагенте в ЕГРЮЛ;
- получить доверенность или иной документ, уполномочивающий то или иное лицо подписывать документы от лица контрагента;
- использовать официальные источники информации, характеризующие деятельность контрагента, и т.п.
Проведение вышеуказанных мероприятий позволит добросовестным налогоплательщикам избежать впоследствии возможные финансовые риски и претензии контролирующих органов.
Г.А.Солодянкина
Член Палаты Налоговых Консультантов
Подписано в печать
15.02.2010