"Бухгалтеру о дисквалификации". Бухгалтерия и банки, 2009, N 5
В свете последних событий и с учетом сложной экономической ситуации "популярность" административного наказания в виде дисквалификации неуклонно растет.
По числу дисквалифицированных лиц в настоящее время лидируют Краснодарский край (57 человек), Свердловская область (45) и Республика Татарстан (40 руководителей). В Москве в настоящее время насчитываются 8 дисквалифицированных руководителей, в Санкт-Петербурге - 12.
Что такое дисквалификация, кому и чем это грозит?
Стоит, пожалуй, напомнить, что административная ответственность - это вид юридической ответственности, применяемой к лицу, совершившему административное правонарушение.
Административное же правонарушение - это противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица (ст. 2.1 КоАП РФ).
К административной ответственности могут быть привлечены:
- граждане;
- организации;
- должностные лица.
Ответственность должностного лица наступает в случае неисполнения своих служебных обязанностей.
Статья 2.4 КоАП РФ относит к должностным лицам следующие категории:
- руководителей;
- главных бухгалтеров, бухгалтеров;
- индивидуальных предпринимателей;
- других лиц, осуществляющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организациях независимо от формы собственности.
Самым серьезным видом административного наказания, применяемого к должностным лицам, и является дисквалификация.
Дисквалификация - это лишение физического лица следующих прав:
- занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица;
- входить в совет директоров (наблюдательный совет);
- вести предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом;
- осуществлять управление юридическим лицом (ст. 3.11 КоАП РФ).
Это актуально
По данным Центра криминальной информации Главного информационно-аналитического центра (ГИАЦ) МВД России, из состоящих в настоящее время в реестре 733 человек 548 лиц дисквалифицированы именно за нарушение трудового законодательства.
Так что суровая реальность требует особого внимания к ст. 5.27 "Нарушение законодательства о труде и об охране труда" КоАП РФ.
Обратим внимание на то, что именно следует считать аналогичным нарушением. Административное законодательство не раскрывает этого понятия. Пробел восполняет Верховный Суд РФ. В п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 говорится о том, что под аналогичным правонарушением в ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ понимается совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и охране труда.
Также следует уточнить вопрос со сроками. Подлежит ли должностное лицо привлечению к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ в случае, если к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении истек годичный срок, в течение которого это лицо считалось подвергнутым административному наказанию за совершенное ранее аналогичное административное правонарушение?
В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за IV квартал 2006 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007) этот вопрос разъясняется следующим образом.
Судьи подчеркнули, что для квалификации действий должностного лица по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ имеет значение совершение им нарушения законодательства о труде и об охране труда в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания за аналогичное административное правонарушение. Истечение указанного годичного срока к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении на квалификацию действий лица по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ не влияет.
Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет за собой дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
По процедурному вопросу
В ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ перечислены поводы к возбуждению дела об административном правонарушении:
- непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
- поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
- сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (исключение - административные правонарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 5.27, ст. ст. 14.12, 14.13 КоАП РФ).
В протоколе - основном документе, на основании которого принимают решение по делу об административных правонарушениях, - фиксируются сведения о совершенном правонарушении и данные лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Согласно положениям ст. 28.2 КоАП РФ в нем, в частности, должны быть указаны:
- дата и место составления;
- должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
- фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;
- место, время совершения и событие административного правонарушения.
Протокол подписывает составившее его должностное лицо. Подписывается и законный представитель юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Об отказе в подписи делается соответствующая запись.
Решение о дисквалификации принимает суд (ст. 3.11 КоАП РФ).
Лицо, составившее протокол об административном правонарушении, обязано направить его судье в течение суток (ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ). По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении судья выносит постановление (решение) о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Дисквалификация может быть установлена на срок от шести месяцев до трех лет (ч. 2 ст. 3.11 КоАП РФ).
Норма КоАП
|
Правонарушение
|
Срок дисквалификации
|
Пункт 2 ст. 5.27
|
Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение
|
От 1 года до 3 лет
|
Статья 5.53
|
Незаконные действия по получению или распространению информации, составляющей кредитную историю, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния
|
До 3 лет
|
Пункт 1 ст. 14.12
|
Фиктивное банкротство, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния
|
От 6 месяцев до 3 лет
|
Пункт 2 ст. 14.12
|
Преднамеренное банкротство, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемых деяний
|
От 1 года до 3 лет
|
Пункт 1 ст. 14.13
|
Сокрытие имущества, имущественных прав или имущественных обязанностей, сведений об имуществе, передача имущества во владение иным лицам, отчуждение или уничтожение имущества, сокрытие, уничтожение, фальсификация учетных документов, если эти действия совершены при наличии признаков банкротства и не содержат уголовно наказуемых деяний
|
От 6 месяцев до 3 лет
|
Пункт 2 ст. 14.13
|
Неправомерное удовлетворение имущественных требований отдельных кредиторов за счет имущества должника заведомо в ущерб другим кредиторам, а равно принятие такого удовлетворения кредиторами, если эти действия совершены при наличии признаков банкротства и не содержат уголовно наказуемых деяний
|
От 6 месяцев до 3 лет
|
Пункт 3 ст. 14.13
|
Неисполнение арбитражным управляющим или руководителем временной администрации кредитной организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния
|
От 6 месяцев до 3 лет
|
Пункт 4 ст. 14.13
|
Незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего либо временной администрации кредитной организации, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемых деяний
|
От 6 месяцев до 2 лет
|
Пункт 5 ст. 14.13
|
Неисполнение руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем обязанности по подаче заявления о признании соответственно юридического лица или предпринимателя банкротом в арбитражный суд
|
От 6 месяцев до 2 лет
|
Пункт 4 ст. 14.25
|
Представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния
|
До 3 лет
|
Статья 14.29
|
Незаконные действия по получению или представлению кредитного отчета либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчет, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния
|
До 3 лет
|
Статья 14.32
|
Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения или осуществление ограничивающих конкуренцию действий
|
До 3 лет
|
Статья 14.33
|
Недобросовестная конкуренция, выразившаяся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации
|
До 3 лет
|
Статья 19.5
|
Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства
|
До 3 лет
|
|
Вынесение постановления о дисквалификации, вступившее в законную силу, является поводом для расторжения трудового договора с дисквалифицированным лицом (п. 8 ст. 83 ТК РФ). За неисполнение решения суда работодателю грозит уголовная ответственность по ст. 315 УК РФ:
- штраф в размере до 200 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо
- лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо
- обязательные работы на срок от 180 до 240 часов, либо
- арест на срок от трех до шести месяцев, либо
- лишение свободы на срок до двух лет.
В случае если дисквалифицированное лицо в течение срока дисквалификации занимается деятельностью по управлению юридическим лицом, то это может вылиться в административный штраф (5000 руб. согласно ч. 1 ст. 14.23 КоАП РФ).
Реестр в помощь
Заключение с дисквалифицированным лицом договора (контракта) на управление юридическим лицом, а равно неприменение последствий прекращения его действия влечет за собой наложение административного штрафа на юридическое лицо в размере до 100 000 руб. (ч. 2 ст. 14.23 КоАП РФ).
По прямому указанию КоАП РФ работодатель, прежде чем принять на работу руководителя, должен запросить в МВД России информацию о том, не является ли кандидат на вакантную должность дисквалифицированным лицом (ч. 2 ст. 32.11 КоАП РФ).
Реестр дисквалифицированных лиц формируют и ведут МВД России и министерства внутренних дел, управления (главные управления) внутренних дел субъектов РФ. Получение информации из реестра обойдется в один минимальный размер оплаты труда (т.е. 100 руб., см. п. 4 Постановления Правительства РФ от 11.11.2002 N 805).
В реестре содержатся следующие сведения о дисквалифицированном лице:
- фамилия, имя, отчество, год и место рождения, местожительство;
- в какой организации и на какой должности указанное лицо работало во время совершения правонарушения;
- дата совершения правонарушения, его суть и квалификация (с указанием статьи КоАП РФ);
- срок дисквалификации;
- даты начала и истечения срока дисквалификации.
После внесения в реестр сведений о дисквалифицированном лице в десятидневный срок управление МВД направляет сведения о нем в те федеральные органы исполнительной власти, должностные лица которых в соответствии с КоАП РФ уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях. В частности, в Федеральную инспекцию труда, органы внутренних дел (милицию), Федеральную налоговую службу.
Срок предоставления информации, содержащейся в реестре, - пять дней с даты получения соответствующего запроса.
П.Серебровский
Юрист
ЗАО "Парадигма"
Подписано в печать
21.04.2009