Актуальные вопросы противодействия преступлениям, совершаемых при ликвидации юридического лица
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ,
СОВЕРШАЕМЫМ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА <*>
А.В. ЧИНЕНОВ ("Российский следователь", 2013, № 2)
--------------------------------
<*> Chinenov A.V. Topical issues of counteraction to the crimes committed at elimination of the legal entity.
Чиненов Алексей Владимирович, адъюнкт кафедры криминологии Московского университета МВД России.
В статье рассматривается проблема криминализации экономических отношений современной России от совершаемых преступных деяний в процессе процедуры ликвидации юридического лица и значимость разработки мер противодействия.
Ключевые слова: организованная экономическая преступность, преступления, совершаемые при ликвидации юридического лица, криминальные банкротства, уклонение от погашения кредиторских обязательств, противодействие преступлениям, совершаемым при ликвидации юридического лица.
In article the problem of criminalization of the economic relations of modern Russia is considered from made criminal actions in the course of procedure of elimination of the legal entity and the importance of development of measures counteractions.
Key words: the organized economic crime, the crimes committed at elimination the legal entity, criminal bankruptcies, evasion from repayment of creditor obligations, counteraction to the crimes committed at elimination of the legal entity.
В условиях формирования социально-эффективных рыночных отношений обозначились проблемы, неотложное решение которых обусловливает позитивность результатов проводимых реформационных процессов, социальных, политических и экономических преобразований на фоне формирования новых угроз и рисков личности, обществу, государству. Среди них особо актуальными являются те, которые связаны с необходимостью осмысления, понимания и создания на их основе средствами законодательной и исполнительной ветвей власти таких отношений, которые бы обеспечивали и гарантировали бы национальную безопасность Российской Федерации. Одной из таких проблем со все большей очевидностью выступает проблема обеспечения безопасности экономики.
Противодействие экономическим преступлениям входит в число первоочередных задач государства, о чем указывается в Стратегии национальной безопасности Российской федерации до 2020 года. В частности, в документе указывается на невозможность создания максимально высокого уровня жизни и высокотехнологичного общества без обеспечения постоянного совершенствования правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, собственность, экономику.
Принципиально важно в этой связи указать на возникновение и развитие различных новых форм организованной экономической преступности, оценить появившуюся самостоятельную сферу криминального бизнеса и создать действенные гарантии по защите экономики от такого рода посягательств, признав ее важной правоохранительной задачей.
Не меньшее теоретическое, а также практическое прикладное значение имеет проблема осмысления сущности и причин криминализации экономических отношений от совершаемых преступных деяний в процессе процедуры ликвидации юридических лиц.
Являясь экономическим инструментом, ликвидации используются преступниками как средство недобросовестного обогащения, получения сверхприбылей, трансформируются в новую относительно самостоятельную сферу организованного криминального бизнеса.
Их появление и существование объясняются не только теоретической парадигмой объективного функционирования процессов и механизмов рыночной экономики, радикальными экономическими реформами, следствием мирового финансового кризиса, когда одновременно предприятия, финансовые компании и банки оказались неспособны расплатиться по своим обязательствам в силу объективных причин или форс-мажорных обстоятельств, но и преднамеренно расточительным и неэффективным управлением, недобросовестным отношением к своим обязанностям и обязательствам собственников и акционеров, учредителей и топ-менеджеров, арбитражных управляющих и сотрудников кредитных организаций, должностных лиц государственных органов. Отдельные предприятия уже изначально создаются как "однодневки", с целью использования их в преступных целях, для вывода активов, полученных преступным путем, обналичивания денежных средств, распоряжения присвоенным имуществом и средствами в целях выстраивания схем легализации преступных доходов, полученных в результате ненадлежащего исполнения государственных закупок, незаконной приватизации, недружественных поглощений, корпоративных захватов, с последующей их ликвидацией.
Первые противоправные факты в рассматриваемой области экономической преступности в нашей стране стали заметны на фоне перехода от командно-административных, плановых условий хозяйствования к рыночным отношениям. Экономическая нестабильность переходного периода, отсутствие правовой и экономической культуры, пробелы в законодательстве способствовали созданию и функционированию сомнительных компаний-однодневок. Однодневки создавались специально для того, чтобы помочь осуществлению криминальных схем и очень быстро ликвидировались.
Эти фирмы осуществляют, как правило, одну-две операции, например кредитных либо связанных с обналичиванием денежных средств, прокручиванием денежных средств, увеличивая цену при проведении государственных закупок, и осуществляют свою деятельность по поддельным документам, как регистрационным, так и разрешающим различные виды деятельности. Такие лжефирмы "создаются" правонарушителями как легально, так и с помощью поддельных штампов и печатей и существуют лишь виртуально. К однодневкам относятся и фирмы, которые официально зарегистрированы, имеют лицензии и банковский счет, но оформлены они по утраченным либо похищенным паспортам, так как создаются для одной операции и сразу ликвидируются.
И в настоящее время наряду с объективными экономическими причинами закрытия предприятия ликвидация может осуществляться в результате комплекса преступных действий собственников и должностных лиц ликвидируемых предприятий, государственных служащих либо заинтересованности в таком исходе иных лиц.
Характеризуя преступность при ликвидации юридического лица, укажем, что таковая является разновидностью экономической преступности, для которой наиболее близким понятием является определение, данное В.М. Есиповым, как деяния, направленные на получение экономического результата (через удовлетворение корыстного интереса), осуществляемого противоправным путем субъектами экономической деятельности <1>. Субъекты преступных ликвидаций представляют собой как легальных, так и нелегальных участников бизнеса <2>. В частности, субъектом экономических преступлений, совершаемых при ликвидации юридического лица, выступают непосредственные участники экономических отношений, занятых в конкретных секторах экономики, государственные служащие и чиновники, имеющие отношение к исполнению законодательства, контролю и надзору за осуществлением финансово-экономической деятельности, а также лица, проявляющие криминальный интерес к деятельности потенциально либо реально ликвидируемого предприятия.
--------------------------------
<1> Есипов В.М. Теоретико-методологические проблемы нейтрализации экономической преступности // Преступность: стратегия борьбы. М., 1997. С. 108.
<2> Он же. Криминальная экономика: содержание, характеристика и реакция общества // Реагирование на преступность: концепции, закон, практика. М., 2002. С. 152.
Особенностями формы проявления преступлений, совершаемых при ликвидации юридического лица, является специфичность нарушений правовых норм собственниками капитала, лицами, уполномоченными на управление хозяйствующим субъектом и распоряжением его имуществом и обязательствами, должностными лицами, осуществляющими функции государственной регистрации, учета налогов и налогоплательщиков, лицами, заинтересованными в экономических ресурсах предприятия с целью извлечения материальной выгоды при их продаже, реализации. Главная цель, преследуемая преступниками, заключается в выводе "активов" из ликвидируемой организации. В результате закрытия хозяйствующего субъекта государство теряет часть бюджетных доходов от налогов и сборов от деятельности этого предприятия, владельцы капитала ликвидируемого предприятия лишаются собственности, а граждане - потенциальные рабочие места.
Как следует из представленного рисунка, в структуре преступных деяний, совершаемых при ликвидации юридического лица, с определенной долей преобладают криминальные банкротства. Но это могут быть самые различные деяния (в частности, на схему мы поместили наиболее часто встречающиеся, в зависимости от обстоятельств дела), имеющие конечной целью обогащение. Указанные деяния несут ущерб микро- и макроэкономике страны как следствие недополучения валовой прибыли от потенциальной финансово-хозяйственной деятельности ликвидируемого предприятия.
Анализируя приведенные данные, можем с убедительностью отметить спорность отнесения тех или иных указанных нами преступлений к системе преступлений, совершаемых при ликвидации юридического лица. Однако бесспорным может являться тот факт, что они, безусловно, связаны со сферой функционирования хозяйствующих субъектов, являющихся по законодательству Российской Федерации юридическими лицами.
Таким образом, преступления, совершаемые при ликвидации юридического лица (криминальные ликвидации), - это действия специальных субъектов (собственников капитала, акционеров, учредителей, топ-менеджеров, арбитражных управляющих, сотрудников кредитных организаций, должностных лиц государственных органов), направленные на невозможность дальнейшего осуществления организацией ими представляемой финансово-хозяйственной деятельности по причине несостоятельности либо неплатежеспособности и влекущие исключение организации из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ).
Значимость разработки мер противодействия преступлениям, совершаемым при ликвидации юридического лица, объясняется актуальностью и необходимостью государству, обществу и правоохранительным органам в ретро-, текущей и обозримой перспективе.