Актуальные вопросы ликвидации юридических лиц
Актуальные вопросы ликвидации юридических лиц
(Лермонтов Ю.М.)
("Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", 2013, N 7)
В данной статье автор в свете действующего законодательства и сформировавшейся судебной практики рассматривает порядок ликвидации юридических лиц.
Сущность ликвидации по смыслу ст. 61 ГК РФ состоит в прекращении юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
В отличие от реорганизации ликвидация юридического лица не связана с переходом его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Примечание. "Ликвидация" как правовое понятие не предполагает перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Кроме того, ликвидацию юридического лица необходимо отграничивать от некоторых смежных понятий.
Так, Пленум ВАС РФ в Постановлении от 20.12.2006 N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц" разъяснил, что в соответствии со ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном Законом N 129-ФЗ, то есть по решению регистрирующего органа.
При применении указанной нормы судам необходимо учитывать, что процедура исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией. Поэтому п. 4 ст. 61 ГК РФ, согласно которому в случае недостаточности имущества юридического лица для удовлетворения требований кредиторов необходимо производство по делу о банкротстве, в данном случае применению не подлежит.
В этой связи исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней. Решение вопроса о целесообразности обращения в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом при условии наличия достаточной вероятности погашения в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам относится к компетенции уполномоченных органов по делам о банкротстве.
Таким образом, исключение юридического лица из ЕГРЮЛ по основаниям, указанным в ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", является специальным видом прекращения правоспособности юридического лица, не связанным с установленной законом общей процедурой ликвидации юридического лица.
Вместе с тем последствие такого исключения юридического лица из ЕГРЮЛ аналогично последствию ликвидации юридического лица.
Также суды в своей практике часто сталкиваются со специальными правилами и требованиями процедуры ликвидации юридического лица, связанными с особенностями ликвидируемого субъекта.
Так, ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 24.12.2012 N А03-8180/2012 отмечает, что при преобразовании муниципального образования в порядке ст. 13 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" положения ст. 61 ГК РФ, определяющей последствия ликвидации юридических лиц, на которую ссылается ответчик, не подлежат применению, поскольку существует специальная норма - п. 10 ст. 85 Закона N 131-ФЗ. Исходя из положений п. 10 ст. 85 и ст. 13.1 Закона N 131-ФЗ сам по себе факт упразднения администрации не свидетельствует о прекращении ее обязательств.
При ликвидации юридического лица необходимо учитывать, что указанная процедура влечет прекращение прав и обязанностей юридического лица.
Ликвидация может быть добровольной или принудительной.
Напомним, что процедура добровольной ликвидации состоит из следующих этапов:
- участники организации принимают решение о ликвидации и назначении ликвидационной комиссии;
- комиссия ведет деятельность по ликвидации (публикует в печатных изданиях объявления о ликвидации, выявляет кредиторов и получает дебиторскую задолженность, проводит инвентаризации и составляет промежуточный ликвидационный баланс, удовлетворяет требования выявленных кредиторов, составляет окончательный ликвидационный баланс и распределяет оставшееся имущество компании между участниками);
- в Единый государственный реестр юридических лиц вносятся записи о прекращении юридического лица.
Принудительная ликвидация
Принудительная ликвидация осуществляется по решению суда в случаях, если:
- при создании организации были допущены грубые нарушения закона и эти нарушения носят неустранимый характер;
- деятельность организации осуществляется без лицензии;
- деятельность запрещена законодательством РФ;
- деятельность осуществляется с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
- общественная или религиозная организация (объединение), благотворительный или иной фонд систематически осуществляют деятельность, противоречащую их уставным целям, и т.д.
Примечание. Ликвидация - это крайняя форма восстановления законности, она оправдывается только в случае существенных и неустранимых нарушений законности юрлицом.
Как видим, используемые категории являются оценочными, в связи с чем при решении вопроса о принудительной ликвидации организации суду необходимо исходить из принципов обоснованности и достаточности.
Так, Верховный Суд РФ в Решении от 15.11.2012 N АКПИ12-1059 пришел к выводу о том, что религиозной организацией неоднократно и грубо нарушены нормы федеральных законов, что в силу абз. 3 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" является основанием для ее ликвидации по решению суда: устав религиозной организации не соответствует требованиям законодательства РФ, в нем не указаны ее задачи; наименование религиозной организации не отвечает приведенным требованиям закона, так как в нем отсутствует указание на ее организационно-правовую форму.
Как отмечает Верховный Суд РФ в Определении от 06.12.2011 N 1-Г11-29, характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации; то же самое касается общественной организации - если ею были допущены нарушения закона, которые являются существенными, неустранимыми, то восстановление законности возможно только путем ликвидации общественной организации; положения профсоюза не содержат указаний на конкретный род деятельности, производственные или профессиональные интересы, объединяющие членов данного профсоюза; он создан в форме, не предусмотренной Федеральным законом от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", что свидетельствует о существенности и неустранимости данного нарушения закона; когда членство в профсоюзе поставлено в зависимость от гражданства и определенного социального статуса, то это также служит нарушением п. 2 ст. 2 Закона N 10-ФЗ; или положения устава профсоюза не содержат указания на то, что его членами могут быть граждане, состоящие в первичной профсоюзной организации одного профсоюза.
В свою очередь, как следует из Определения Верховного Суда РФ от 16.11.2010 N 49-Г10-75, юридическое лицо, в том числе общественную религиозную организацию, нельзя ликвидировать лишь по формальному признаку неоднократности нарушений требований закона даже при условии их доказанности.
Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
Исходя из данных положений ВС РФ поддержал выводы суда нижестоящей инстанции, полагающего, что имевшие место в деятельности религиозной организации нарушения действующего законодательства, которые были выявлены в ходе проведенной уполномоченным органом проверки, по своему характеру и их последствиям не могут являться достаточным основанием для ликвидации этой организации.
ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 22.08.2012 N А32-33273/2011 исходил из того, что невыполнение некоммерческой организацией (ассоциацией) предписаний ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" о представлении в уполномоченный орган информации о деятельности ассоциации не является тем нарушением, неоднократное совершение которого следует считать достаточным основанием для ликвидации ассоциации.
Согласно Постановлению ФАС Московского округа от 25.08.2011 N КГ-А40/9361-11 уменьшение стоимости чистых активов ООО не является основанием для немедленной ликвидации общества, так как учредители имеют возможность принять необходимые меры по улучшению финансового состояния общества, несоответствие размера чистой прибыли требованиям законодательства не носит неустранимого характера и может быть исправлено в ходе хозяйственной деятельности общества, а допущенные последним нарушения законодательства не являются настолько существенными, чтобы послужить причиной для его принудительной ликвидации.
Если отсутствует по юридическому адресу
На практике предметом судебных споров зачастую становится возможность принудительной ликвидации ввиду отсутствия юридического лица по адресу, указанному в уставе и ЕГРЮЛ.
ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 29.10.2012 N А19-21707/2011 приходит к выводу о том, что при неустановлении таких обстоятельств, как неосуществление уставной деятельности, непредставление налоговой и бухгалтерской отчетности, неуплата налогов, отдельное нарушение нормативно-правовых актов, допущенное организацией в ходе ее деятельности и состоящее в ненахождении по юридическому адресу, не может быть отнесено в данном конкретном случае к числу грубых нарушений, которые носят неустранимый характер и повлекли за собой какие-либо негативные последствия, поэтому не является достаточным основанием для прекращения юридического лица путем его ликвидации.
Примечание. Ненахождение по юридическому адресу нельзя приравнивать по своей серьезности к непредставлению отчетности или другим грубым нарушениям законодательства.
ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 19.04.2012 N А17-3756/2011, учитывая п. 23 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", пришел к правильному выводу о том, что отсутствие юридического лица по адресу, указанному в его учредительных документах, не может служить основанием для его ликвидации, так как носит устранимый характер, поскольку у организации имеется возможность внести в учредительные документы изменения относительно адреса нахождения.
Порядок ликвидации
Положения ст. ст. 62 и 63 ГК РФ фактически устанавливают порядок действий по ликвидации организации.
В первую очередь на основании п. 1 ст. 62 ГК РФ участники должны сообщить о начале ликвидации в уполномоченный государственный орган (ФНС России с 01.07.2002 вносит записи о создании, реорганизации и ликвидации компаний в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ)).
Сообщение в государственный орган о начале ликвидации производится по форме N Р15001, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439. Порядок заполнения формы приведен в Методических разъяснениях, утвержденных Приказом ФНС России от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@.
Известить соответствующий орган участники организации должны в течение трех рабочих дней с момента принятия решения о ликвидации.
Решив ликвидировать фирму, ее участники должны назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора). О создании такой комиссии также нужно уведомить регистрирующий орган (по форме N Р15002, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.02.2002 N 439).
Формы уведомлений о принятии решения о ликвидации, о формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего) некоммерческой организации утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 N 212.
В соответствии с п. 3 ст. 62 ГК РФ как только ликвидационная комиссия назначена, к ней переходят полномочия по управлению делами организации, в том числе выступление в суде от имени ликвидируемой организации.
Далее применяются правила, установленные ст. 63 ГК РФ.
В первую очередь ликвидационная комиссия должна опубликовать объявление о ликвидации в органах печати. Приказом ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@ "Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации" установлено, что сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц и предназначенные для публикации, размещаются в сети Интернет на сайте ФНС России. Указанные сведения, а также иные сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством РФ о государственной регистрации, публикуются в журнале "Вестник государственной регистрации".
В объявлении необходимо сообщить не только о факте ликвидации фирмы, но и о времени, в течение которого кредиторы могут предъявить свои требования к компании.
Следует иметь в виду, что этот срок не может быть меньше двух месяцев с момента публикации.
После того как объявление о ликвидации размещено, ликвидационная комиссия проводит инвентаризацию имущества организации и ее обязательств. В ее ходе ликвидационная комиссия выявляет всех кредиторов компании и письменно извещает их о том, что фирма находится в стадии ликвидации.
Не следует забывать и об интересах собственников: ликвидационная комиссия должна приложить все усилия для получения дебиторской задолженности.
После того как истек срок, в течение которого кредиторы могут предъявлять свои требования, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс. В нем должны содержаться сведения о составе имущества фирмы и перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Баланс утверждают участники организации, а далее он представляется в регистрирующий орган вместе с уведомлением по форме N Р15003, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.02.2002 N 439 (для некоммерческих организаций такая форма утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 N 212).
Очередность выполнения требований кредиторов установлена п. 1 ст. 64 ГК РФ:
- в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда;
- во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
- в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
- в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.
Ликвидационная комиссия, рассматривая претензии кредиторов, может отказать в удовлетворении требований кого-либо из них. В таком случае кредитор вправе обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии.
Требования к ликвидированной организации, которые остались неудовлетворенными, объявляются погашенными, т.е. прекращенными без удовлетворения.
Погашенными признаются требования, которые не были признаны ликвидационной комиссией и по которым кредитор не обращался в суд. Значит, требования, которые рассматривались в суде и судом признаны, не погашаются. Поэтому они могут быть удовлетворены в порядке регрессных требований к содолжникам соответствующих очередей.
После удовлетворения требований кредиторов составляется ликвидационный баланс, который также утверждается учредителями организации. Данный баланс является последним за время существования ликвидируемой организации, и в нем фактически содержится информация об имуществе организации до расчетов с учредителями.
Достоверность сведений, указанных в ликвидационном балансе, чрезвычайно важна, так как данная информация отражает имущественное и финансовое положение юридического лица после завершения расчетов с кредиторами.
Ликвидационный баланс и приложения к нему содержат сведения об итогах деятельности ликвидационной комиссии, в том числе о взыскании и реализации имущества юридического лица, об удовлетворенных и неудовлетворенных требованиях кредиторов, об имуществе юридического лица, списанном на убытки вследствие невозможности его взыскания.
Примечание. Ликвидационный баланс - это весьма содержательный документ, в котором есть сведения о взыскании и реализации имущества юридического лица, об удовлетворенных и неудовлетворенных требованиях кредиторов, об имуществе юридического лица, списанном на убытки.
Неправомерное игнорирование
ликвидируемыми юридическими лицами
отдельных требований кредиторов
при составлении ликвидационного баланса
Так, ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 15.04.2013 N А33-2348/2012, основываясь на правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 13.10.2011 N 7075/11, согласно которой установленный ст. ст. 61 - 64 ГК РФ порядок ликвидации юридического лица не может считаться соблюденным в ситуации, когда ликвидатору было доподлинно известно о наличии неисполненных обязательств перед кредитором, при этом ликвидатор письменно не уведомил данного кредитора о ликвидации должника, внес в ликвидационные балансы заведомо недостоверные сведения - составил балансы без учета указанных обязательств ликвидируемого лица и не произвел расчета по таким обязательствам, пришел к выводу о том, что в нарушение требований ст. 63 ГК РФ ликвидатор организации не уведомил кредитора о начале процедуры ликвидации, не произвел расчеты с данным кредитором и составил ликвидационный баланс без учета соответствующих обязательств ликвидируемого общества перед кредитором. Представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчетов с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании пп. "а" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ.
По обстоятельствам дела, рассмотренного ФАС Поволжского округа в Постановлении от 31.01.2013 N А49-884/2012, в период рассмотрения другого дела с участием ликвидируемой организации и ее кредитора, в том числе и по имущественным требованиям, связанным с исполнением обязательств по заключенному гражданско-правовому договору строительного подряда, участниками организации было принято решение о ликвидации организации. О наличии данных материальных требований организации было известно как на момент инициации процедуры ликвидации, так и на момент утверждения промежуточного ликвидационного и ликвидационного балансов. Также организация была осведомлена о неразрешении судом спора по заявленным кредитором требованиям, так как копии судебных актов направлялись организации по месту нахождения, зарегистрированному в ЕГРЮЛ. Между тем о принятом решении о ликвидации третьи лица не сообщили ни суду, ни кредитору. В то же время представитель организации участвовал в судебных заседаниях, в том числе проведенных после ликвидации организации.
Таким образом, учитывая, что направленные организацией в регистрирующий орган документы содержали недостоверные сведения, суды первой и апелляционной инстанций пришли, по мнению ФАС Поволжского округа, к обоснованному выводу о том, что представленный на регистрацию пакет документов нельзя считать соответствующим требованиям Закона N 129-ФЗ, в ликвидационных балансах не отражены незавершенные расчеты с кредиторами.
Если сведения оказались недостоверными
ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 09.04.2012 N А66-9275/2011 пришел к выводу о том, что представленный одновременно с заявлением о государственной регистрации прекращения деятельности организации в связи с ее ликвидацией промежуточный и ликвидационный балансы содержали недостоверные сведения об отсутствии у организации кредиторской задолженности, поскольку участниками организации были поданы заявления о выходе из организации задолго до принятия решения о ликвидации организации, однако действительная стоимость долей им не была выплачена, в связи с чем ликвидация организации нарушает права и законные интересы участников и лишает их возможности защитить свои права.
Таким образом, ст. 63 ГК РФ устанавливает постадийный порядок ликвидации юридического лица, очередность этапов которого должна соблюдаться при проведении процедуры ликвидации.
Так, этап по продаже имущества ликвидируемой организации возможен только после проведения этапа по составлению и утверждению промежуточного ликвидационного баланса.
По обстоятельствам дела, рассмотренного в Постановлении ФАС Уральского округа от 07.11.2012 N Ф09-11272/12, в отношении организации проводилась процедура добровольной ликвидации, назначен ликвидатор. При этом у ликвидируемого лица было недостаточно денежных средств для удовлетворения требований кредиторов. В связи с этим в порядке, установленном п. 3 ст. 63 ГК РФ, ликвидатор организовал проведение торгов по продаже дебиторской задолженности общества, в результате которых общество заключило договор уступки права требования с победителем торгов, до составления промежуточного ликвидационного баланса юридического лица. Посчитав такое заключение договора уступки неправомерным, конкурсный управляющий обратился в арбитражный суд с требованием о признании недействительными торгов по продаже права требования и заключенного по результатам соответствующего договора. Руководствуясь положениями действующего законодательства, ФАС Уральского округа удовлетворил заявленное требование в полном объеме. В то же время суд кассационной инстанции посчитал, что проведение ликвидатором оспариваемых торгов до составления промежуточного ликвидационного баланса является нарушением п. 2 ст. 63 ГК РФ. Данный вывод был сделан с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 16.02.2006 N 51-О, согласно которой закон закрепил необходимость проведения мероприятий, направленных на прекращение деятельности юридического лица, в специальном порядке и в определенные сроки, для чего предусмотрено создание специального органа - ликвидационной комиссии, полномочия которой, перечисленные в ст. 63 ГК РФ, обусловлены непосредственно целями ликвидации.
Имущество, оставшееся после погашения долгов, передается учредителям организации.
После распределения имущества между собственниками организация должна закрыть все свои счета в банках.
Когда процедура ликвидации завершена
Для завершения процедуры ликвидации в регистрирующий орган представляются следующие документы:
- заявление по форме N Р16001, утвержденной Постановлением N 439, подпись руководителя ликвидационной комиссии или ликвидатора в заявлении должна быть заверена нотариусом;
- ликвидационный баланс;
- квитанция об уплате госпошлины.
Государственная пошлина должна быть уплачена от имени лица, указанного в форме N Р16001 в качестве заявителя.
Помимо указанных документов, на практике регистрирующий орган вправе также требовать номер и название журнала с объявлением о ликвидации.
Сама по себе подача в регистрирующий орган документов, перечисленных в п. 1 ст. 21 Закона N 129-ФЗ, не является основанием для государственной регистрации, если представленные документы по содержанию не соответствуют требованиям, установленным нормативными актами; сведения, содержащиеся в этих документах, недостоверны, а ликвидация проведена с нарушением закона и прав кредиторов. Достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11).
После внесения записи о ликвидации организации в ЕГРЮЛ ликвидация считается завершенной, а организация - прекратившей существование.
Ю.М.Лермонтов
Советник государственной
гражданской службы РФ
3 класса
Подписано в печать
28.06.2013